Вы слышали о Wi–Fi–телефонии?

Вы слышали о Wi–Fi–телефонии?
Вы слышали о Wi–Fi–телефонии? Если да, значит, вы активно интересуетесь последними новинками в области связи. Если не только слышали, но и пользуетесь — значит, вы входите в число тысячи–другой энтузиастов, использующих эту технологию в России. Не расстраивайтесь из–за своего одиночества. Скоро вас будут сотни тысяч.

IP–телефония вам, скорее всего, знакома — если не в виде соединенной с компьютером телефонной трубки или волшебной программы Skype, то уж точно — по многочисленным разноцветным карточкам, в разы экономящим деньги на дальних звонках. Не новость уже и распространившиеся в последнее время точки доступа Wi–Fi, менее чем за сто долларов избавляющие от ужасов протягивания по офису проводов компьютерной сети. Идея соединить IP–телефонию и Wi–Fi носилась в воздухе, начиная с самого возникновения беспроводных компьютерных сетей. В самом деле, беспроводному телефону нужна база, IP–телефону нужно как–то выходить в Интернет — вот и пусть выходит себе в Интернет через точку доступа. Трудность заключается в том, что в трубку для этого нужно фактически упрятать специализированный компьютер, сделать его достаточно энергонезависимым (иначе вся радость мобильности сойдет на нет), а также относительно недорогим. Если первую и вторую проблемы производители преодолели весьма успешно, то вопрос дороговизны пока откладывает начало бума Wi–Fi–телефонии на завтра. Сегодня же технология находится в стадии ранних приверженцев — тех, кому просто интересно, и тех, кто по каким-то причинам уже не может без этого обходиться.

Размеры и вес сегодняшней телефонной трубки Wi–Fi определяются не ограничениями технологий, а эргономикой. То есть компромиссом между расстоянием от уха до рта и способностью не слишком оттопыривать карман. Чтобы установить связь, трубка должна находить ближайшую точку доступа, выходить в Интернет (возможно, через шлюз), соединяться с провайдером IP–телефонии и авторизоваться у него. В процессе разговора она должна мгновенно преобразовывать голос в данные и обратно, причем желательно, чтобы эти данные не терялись — по крайней мере, по ее вине. Ведь секунда перерыва в разговоре воспринимается гораздо болезненнее секундной паузы в передаче данных (которая, скорее всего, вообще останется незамеченной).

Все это умеет делать, например, Wi–Fi–трубка P–2000W от тайваньской компании ZyXEL, давно известной на российском рынке своими модемами и недавно — беспроводным оборудованием. Дизайн трубки заставляет вспомнить сотовые телефоны Nokia ранних дней с маленьким экраном и большими кнопками, которые было удобно нажимать. У меня есть несколько знакомых, которые сумели подключить и настроить P–2000W без труда. Притом, что все они — профессионалы в области ИТ, это неудивительно. Однако у тех, кому не ласкают слух аббревиатуры типа SIP и ESSID, с первичной настройкой могут возникнуть проблемы, и без искушенных в технике друзей им не обойтись. Телефон работает с любой точкой доступа Wi–Fi, которая соединена широким каналом с Интернетом (например, через ADSL или Ethernet). Телефон можно настроить для работы с провайдером IP–телефонии, поддерживающим терминальные абонентские устройства (например, Тарио). А можно напрямую звонить через Интернет на такие же телефоны, расположенные хоть с другой стороны земного шара, и разговаривать совершенно бесплатно. Главное, чтобы Интернет–канал был хорошим. Кстати, два телефона, находящиеся рядом друг с другом, могут общаться в режиме рации, то есть безо всяких точек доступа и прочих устройств вообще. Дальность же ограничивается сотней метров открытого пространства или 10–50 метрами в помещении (как со стенами повезет).

Новинка Siemens Gigaset S35 WLAN напоминает DECT–телефоны компании и внешним видом, и названием. Однако это полноценный Wi–Fi–телефон со всеми присущими ему функциями. Интересно, что одновременно Siemens развивает и альтернативный подход к IP–телефонии, выпуская компьютерный адаптер для телефонов DECT (серии Siemens Gigaset серий C340/345, S440/445, S645 и SL440).

Siemens, наряду с Panasonic, является одним из самых известных в России производителей телефонов DECT. И, продав свое подразделение сотовых телефонов тайваньской компании BEN–Q, Siemens оставила DECT–телефоны у себя, планируя и дальше развивать это направление. Совершенно иного подхода придерживается Samsung — компания вовсе сняла у себя с производства оборудование DECT, посчитав, что будущее — за IP–технологиями. И не только выпускает Wi–Fi–трубки, но и последовательно внедряет IP в офисные телефонные станции. Примером нового продукта, ориентированного на сегмент малого бизнеса, является универсальное устройство OfficeServ SOHO — компактная система, выполняющая функции точки доступа, микро–АТС и сетевого маршрутизатора. Одна телефонная трубка расположена на самом устройстве, при этом к нему еще можно подключить до восьми Wi–Fi–трубок. В таком варианте OfficeServ будет работать в качестве обычной микро–АТС. Помимо этого, устройство может решить вопрос организации небольшой беспроводной сети. А также подключения к Интернету и (благодаря наличию встроенного маршрутизатора) базовой защиты офисных компьютеров от различных опасностей Интернета. C OfficeServ, а также с другими точками доступа работают беспроводные телефоны WIP 5000M (ориентированные на корпоративные системы), WIP 6000M (для домашнего использования, снабжены цифровой камерой и цветным дисплеем), а также будущие модели Samsung WIP 6050 и 6120, поддерживающие высокоскоростной протокол 802.11g.