Основные элементы IP-телефонии

Основные элементы IP-телефонии
Основными составными IP-телефонии являются следующие элементы: VoIP-шлюз (gateway), сервера доступа (gatekeeper), модуля контроля и администрирования сети, базы данных учета пользователей и клиентских терминалов.

VoIP-шлюз — это система голосовых и интерфейсных плат, связанный м/с с помощью специальной шины SCBus. Голосовые (DSP) платы отвечают за преобразование цифрового или аналогового сигнала голоса в пакеты данных, сжатие и передачу их в сеть, а интерфейсные платы служат «мостом» между телефонной сетью и сетью передачи данных. Особую популярность в России имеет компания Dialogic. Интерфейсные карты позволяют подключать к шлюзу от нескольких аналоговых линий до нескольких цифровых потоков E1.

Сервер доступа (gatekeeper), или привратник, — ключевое звено в архитектуре сети IP-телефонии. Именно он отвечает за установку и разрыв соединений, обработку сигнала вызывающего абонента, выбор вызываемого (терминируемого) VoIP-шлюза, маршрутизацию вызова в сети. Обычно gatekeeper выполнен в виде программного модуля, устанавливаемого на сервер, работающий под управлением ОС Unix или Windows. Как правило, в решениях операторского класса применяются Unix-платформы; младшие модели платформ корпоративного класса используют преимущественно Windows NT. В силу нечеткого определения алгоритмов реализации H.323 и использования производителями платформ IP-телефонии «фирменной математики» несовместимость платформ часто возникает на уровне установления соединений.

В операторских сетях привратник осуществляет связь с базой данных учета абонентов и на основании получаемой от абонента идентифицирующей информации определяет уровень предоставляемых сервисных услуг.

Модуль администрирования выполнен программно и позволяет системному администратору или оператору сети контролировать параметры соединений и принудительно вмешиваться в процесс.

Клиентами в системах корпоративного уровня могут выступать телефонные терминалы с сетевыми адаптерами, а также клиентское программное обеспечение, соответствующее стандарту H.323. Спектр известных программных клиентов H.323 огромен — от Microsoft NetMeeting и Netscape Net2Phone до фирменных продуктов телекоммуникационных компаний, разработанных для корпоративных платформ IP-телефонии. В некоторые клиентские продукты включены такие функции, как телефонный вызов без разрыва коммутируемого соединения, Web-телефония и факсимильная связь.