Весь мир на ладони. Обзор автомобильных навигационных устройств

Весь мир на ладони. Обзор автомобильных навигационных устройств.

В ближайшем будущем большинство автомобилей будут оснащаться электронными навигаторами в базовой комплектации, а мобильные навигационные устройства будут так же распространены, как сегодня мобильные телефоны. Такую картину описывают практически все специалисты в области навигации и картографии.

Уже сегодня некоторые автомобильные компании выпускают модели со встроенной навигацией, даже адаптированной для эксплуатации в России, но пока эта опция довольно дорого стоит, поэтому устанавливается в основном на автомобили премиум-сегмента. Исключение составляют праворульные автомобили из Японии: навигационную систему можно обнаружить даже в недорогих моделях, но корректной работы от нее добиться очень сложно — требуется трудоемкая адаптация. Специалисты утверждают, что 90% навигаторов, установленных в японских автомобилях, не адаптируются вовсе, так как для этого необходим хитрый загрузочный диск и адаптированные под их аппараты карты, которых нет.

Рынок навигационных устройств уже хорошо развит в Европе. Часто даже в машинах, которые предоставляются в аренду, установлены навигаторы. Это облегчает путешественнику передвижение по незнакомой местности. В России же этот рынок пока находится в зачаточном состоянии. И причина здесь кроется не в том, что устройства недоступны, а в том, что нет карт. Если провести аналогию с компьютерной стратегической игрой, то Европа — это освоенная (светлая) территория на экране, а Россия — это два светлых пятна — Москва и Санкт-Петербург. Остальная территория — темная, непроглядная. На ней уже нет дорог и населенных пунктов. Есть только направления движения.

«Электронная карта с маршрутизацией по всей России пока не может появиться из-за отсутствия разрешения на ее изготовление, — объяснил «Газете» Николай Метечко, специалист компании «Системы навигации». — Европейские производители карт готовы покрыть всю Россию за год-два, но у них нет лицензий, а российским производителям это пока не под силу».

Бумажные карты останутся у пятой части автомобилистов

«Оптимистичный сценарий перспектив систем навигации в России может быть повторением развития GSM-сети и продаж сотовых телефонов, — рассказал «Газете» Владимир Черноус, менеджер по технической поддержке продаж компании Blaupunkt. — Рост оборота, возврат инвестиций и, соответственно, реинвестиции в увеличение покрытия (карты в цифровом формате), удешевление аппаратов с ростом объемов и расширением ассортимента можно ожидать лет через десять, когда 80% автовладельцев будут иметь навигационное устройство, средняя цена которого не будет превышать $150″.

Учитывая потенциал рынка, который оценивается специалистами как минимум в $50 млн, некоторые компании — производители электронной техники в качестве «пробного шара» уже решили презентовать свои навигационные устройства, невзирая на серьезное отставание России в областиGPS-навигации.

Blaupunkt TravelPilot Lucca MP3 (цена — около $800)

Первая мобильная навигационная система дочерней структуры Bosch оснащена картами Москвы и Санкт-Петербурга. Навигационные данные записаны во встроенной flash-памяти объемом 512 Mб. Управление системой производится через меню на цветном сенсорном дисплее диагональю 3,5«. Прибор хоть и позиционируется как автомобильный аксессуар, все же является портативным переносным устройством. Благодаря компактным размерам навигатор можно использовать и для ориентации при пеших прогулках. В машине устройство крепится на SmartCradle — специальном креплении со встроенным штекером для использования в автомобиле. Смарт-кабель позволяет подсоединять систему к автомагнитолам Blaupunkt и прослушивать навигационные рекомендации для водителя через динамики автомобильной аудиосистемы. Кроме того, кабельное соединение с автомагнитолой обеспечивает подключение к сигналу GALA, поддерживающему навигационную связь при отсутствии сигнала GPS (например, в туннелях), а также дает возможность прослушивать музыкальные файлы MP3/WMA, записанные на SD-карте.

После ввода места назначения и расчета пути система выводит на дисплей двух- или псевдотрехмерную (имитирующую схематичное изображение дороги с высоты птичьего полета) карту дорог с предлагаемым маршрутом. В TravelPilot Lucca MP3 содержатся детальные сведения не только о дорожной сети Москвы и Санкт-Петербурга, но и о многочисленных объектах инфраструктуры — зонах отдыха, ресторанах, гостиницах и бензоколонках. Рекомендации для водителя могут проигрываться как речевые сообщения. Система способна прокладывать маршрут до нужного дома и рассчитывать путь с учетом промежуточных пунктов назначения, однако дома с корпусами она находить пока не умеет. Возможно, в обновленных версиях программного обеспечения (ПО) недостаток будет исправлен. Представители Blaupunkt заявляют, что обновления карт будут доступны каждые полгода по цене около $100.

Основной недостаток устройства от Blaupunkt — отсутствие русификации. Электронный гид говорит хоть и приятным женским голосом, но по-английски. Названия улиц не только пишутся латинскими буквами, но и для их поиска приходится набирать названия латиницей, что не всегда приводит к нужному результату.

Pioneer AVIC-HD3BT (цена — около $2500)

AVIC-HD3BT — устройство для полноценной инсталляции в приборную панель автомобиля. Оно выполнено в виде модуля размером 2 DIN (вдвое толще традиционного в России размера). Это одно из самых сложных и дорогих устройств, представленных в России. AVIC-HD3BT — не просто навигационная система, а развлекательный центр, включающий DVD-Video-плеер, AM/FM-тюнер, CD/MP3-плеер. Кроме того, через устройство можно управлять плеером iPod. AVIC-HD3BT оснащен жестким диском емкостью 30 Гб, что позволяет хранить в нем до 3 тысяч музыкальных композиций.

Прежде чем появиться на российском рынке, устройство подверглось серьезной адаптации. Оно поддерживает русский язык в интерфейсе пользователя навигационной системы и даже прокладывает маршруты поездок с учетом временных ограничений, связанных с разведением мостов в Санкт-Петербурге. Система работает на ПО, аналогичном установленному в Lucca от Blaupunkt, и позволяет найти координаты 15 тысяч объектов, представляющих интерес для пользователя.

Модель оснащена семидюймовом сенсорным дисплеем и способна отображать карты дорог в восьми вариантах представления. В системе имеется интеллектуальная функция обучения, которая распознает и запоминает часто повторяющиеся маршруты движения. Благодаря 3D-гироскопу и системам импульсного измерения скорости устройство обеспечивает точное определение местоположения даже в тех местах, где прием сигналов GPS ограничен.

Система включает функцию hands-free, контактируя с мобильным телефоном при помощи интерфейса Bluetooth. При этом звук разговора выводится через динамики автомобильной аудиосистемы.

Систему можно использовать в двух зонах: например, водитель пользуется навигационной системой и слушает музыку, а пассажиры на задних сиденьях смотрят фильм с DVD-Video на отдельных дисплеях.

К сожалению, насколько наворочен AVIC-HD3BT, настолько же его сложно установить в автомобиль. За установку подобного мультимедиа-навигатора в техцентре, который специализируется на автомобильной электронике, «Газете» объявили стоимость работ от $500. Дело в том, что в большинстве случаев инсталляция прибора не только будет касаться внедрения в электрическую цепь автомобиля, но и потребует серьезной переделки центральной консоли.

Prology iMap 4100 и iMap 3100 (цена около $630 и $550 соответственно)

Навигационные системы iMap 4100 и iMap 3100 позволяют прокладывать оптимальные дорожные маршруты с учетом интенсивности движения, пробок и заторов на дорогах. Устройства оснащены детализированными картами Москвы и МО. Ожидается, что в ближайшем будущем появятся карты Центрального федерального округа и Украины.

Навигационные системы Prology оснащены встроенным 20-канальным GPS-приемником и возможностью подключения пейджера SMILink. Кроме того, новинки поддерживают форматы MP3 и MPEG4, имеют слот для карт памяти SD и USB-порт.

При подключении к SMILink на навигационную систему в реальном времени поступает информация о пробках и заторах на дорогах. Это позволяет iMap 4100 и iMap 3100 корректировать маршрут с учетом дорожной обстановки и предлагать водителю оптимальный вариант пути следования.

Prology запоминают особенности движения в разное время суток и имеют функцию записи часто повторяющихся маршрутов. Предусмотрена и функция предупреждения водителя о предстоящих маневрах посредством голосовых подсказок и сообщений на экране устройств.

Prology iMap 4100 и iMap 3100 оснащены цветными сенсорными ЖК-дисплеями размером 4,3« и 3,5« соответственно. Новинки работают на операционной системе Windows CE, обладают встроенной памятью объемом 256 Мб, оперативной — 32 Мб. В комплект к каждой модели идет карта памяти на 512 Мб.

Будущее за мультимедийными устройствами

«Навигация в комплекте с автомагнитолой значительно удобнее в эксплуатации и менее привлекательна для похищения», — отмечает Владимир Черноус. С ним соглашается и Андрей Борисов из российского представительства компании Saturn High-Tech. По его словам, в ближайшем будущем планируется дополнить навигационными возможностями автомобильные мультимедийные центры Prology. Кроме того, специалисты из компании Saturn High-Tech собираются своими силами попытаться исправить один из главных недостатков навигационных систем — редкое обновление карт. «Мы планируем создать форум на сайте компании, чтобы его посетители смогли поделиться своей информацией об изменениях дорожных маршрутов — появлении новых дорог, объездов и прочего, — говорит Борисов. — С учетом данной информации и, разумеется, после ее проверки мы будем ежемесячно выпускать обновления карт».

Почему не КПК или ноутбук?

Cамый насущный вопрос, который возникает у потребителя — почему мне необходимо покупать специализированные устройства, если я могу за те же деньги, а иногда и за меньшие, купить КПК или ноутбук, докупить GPS-модуль, пару дисков с картами и пользоваться по-настоящему универсальным устройством? «Массовым продуктом навигационные приборы могут стать при средней цене порядка 13 тысяч рублей, как, например, NUVI 300 от Garmin, и при наличии картографии всей России, которая появится не раньше чем через три года, — объясняет Метечко. — А КПК не могут обеспечить надежность из-за того, что зачастую «виснут», как и все системы на базе Windows».