Сверхсекретный MiTAC Mio 136: приоткрывая завесу тайны…

Сверхсекретный MiTAC Mio 136: приоткрывая завесу тайны.

К тайваньской компании MiTAC можно относиться по-разному, однако отрицать весомости ее позиций на рынке КПК невозможно. Именно она радует нас не только сверхбюджетными изделиями, но и очень «вкусными» продуктами, которые достойны самых изысканных натюрмортов. Вспомнить хотя бы передовой для своего времени Mio 558 или первый Pocket PC со встроенным GPS - Mio 168. Едва ли кто-то осмелится отказать в изрядной аппетитности устройствам, носящим этот логотип.

Особенно интересно последнее из них. Дебютировав на рынке GPS, MiTAC, похоже, собирается серьёзно развивать это направление. Действительно, область на редкость перспективная и пока малонасыщенная. По части автономных приёмников, например, активно сейчас заявляют о себе лишь Garmin и Magellan. В случае с КПК в этом контексте дела и вовсе плохи. Модели, обладающие возможностью приема сигнала со спутников, можно пересчитать на пальцах одной руки, да и удачных среди них совсем мало. Тот же iQue 3600 от Garmin получился настолько специфическим, что его продажи в России ограничились лишь несколькими десятками. Впрочем, гораздо лучше обстоят дела всё у того же Mio 168, о которым мы рассказывали в нашем недавнем обзоре, а также у его новоявленного конкурента от Compal – Palmax z720. Так что в условиях скудности ассортимента появление любого нового продукта – настоящая радость для интересующейся аудитории. И радость вдвойне, если этот продукт от MiTAC, первый блин которой не вышел комом, а второй — вот-вот поспеет. Речь идёт о малоизвестной даже постоянным читателям HPCru новинке — Mio 136. Этот КПК вполголоса был анонсирован на Computex 2004, о чём мы вам, если помните, сообщали. А теперь наладонник добрался до России и готовится очень скоро предстать на суд КПК-общественности. На тесте у вашего покорного слуги побывал инженерный образец, речь о котором пойдёт чуть ниже. Но сначала небольшое лирическое отступление для тех, кто пока не совсем в курсе последних веяний.

Сегодня можно смело утверждать, что GPS (глобальная система навигации и определения положения) – это уже не праздная забава для избранных. Обладая ценой от $100, а то и дешевле, навигаторы способны значительно облегчить жизнь заблудившегося по случаю или блуждающего намеренно, и при этом без абонентской платы. Многие наивно полагают, что наше законодательство, во-первых, всё ещё запрещает использование GPS-оборудования ввиду его чрезмерной точности позиционирования, во-вторых, что для этого ещё нет соответствующих карт нашей необъятной родины и, наконец, в-третьих, что за каждую минуту или мегабайт полученной/отправленной информации нужно платить, ну или, в крайнем случае, будут взимать «абонентку». Готовы с присущей нам компетентностью опровергнуть сразу три заблуждения одним махом. В законодательной сфере уже давно приняты соответствующие поправки. Карт действительно немного, но появляются они подобно грибам после дождя, причем, по большей части силами энтузиастов. Плату же за использование всех прелестей GPS никто с вас взимать не будет – ни абонентскую, ни какую-либо другую. Купили устройство и пользуйтесь, где и сколько вам захочется. Что ж, все стереотипы считаем разбитыми вдребезги, а оставшиеся осколки уничтоженными, и потому можем смело переходить к рассмотрению очень интересного устройства, непосредственно касающегося темы спутниковой навигации, — MiTAC Mio 136.

Как мы уже говорили выше, Mio 136 – второй КПК со встроенным модулем GPS от MiTAC. Это устройство еще не представлено официально и прибыло к нам в Россию в единственном экземпляре в виде предпродажного сэмпла. Официальный релиз был намечен на 26 августа, но пока так и не состоялся по неизвестной причине. Потому никакой подробной информации о начинке устройства пока нет. Нет и карт для него. Русификации, естественно, тоже. Комплектация также далека от конечной. В общем, к нам в тестлаб ворвался настоящий спартанец, как говорится «в чём MiTAC родила», но оттого еще более импозантный, прямо из Афин… ой, простите, конечно, из Тайпея – азиатской кузницы спортивных достижений технологической промышленности.

Как водится, начнем с внешности. Понятно, что это самый субъективный момент в любой вещи, а потому попробуем взглянуть на Mio 136 отстранённо. Итак, первое, что бросается в глаза, когда впервые берешь в руки стандартно сдержанный для MiTAC двухцветный (светлый верх и темный низ — тыльная сторона) корпус Mio 136 со слегка скругленными краями, – это его явное отличие от предшественника Mio 168 в пользу сходства с обыкновенными навигационными приёмниками. Последнее, правда, верно лишь отчасти, поскольку далеко не все специализированные GPS-ресиверы выполнены в «горизонтальном» форм-факторе. Из наиболее популярных можно отметить, пожалуй, Garmin GPSmap 196. У него так же, как и у MiTAC Mio 136 имеется область элементов управления, расположенная справа от экрана, а сам дисплей «повёрнут» на 90 градусов, то есть в горизонтальное положение. Правда, антенна у детища Garmin находится справа, тогда как MiTAC поместила её слева. Но это несущественное отличие. Важнее другое. Экраны моделей весьма схожи, если, конечно, не считать, что GPSmap 196 оснащен монохромным дисплеем. Но последнее – типичная особенность аскетичных приемников. Зато оба экрана довольно велики и занимают всю лицевую поверхность, свободную от элементов управления. Более того, и разрешение у них одинаковое — 320 x 240 пикселей. Такое впечатление, что MiTAC не стала утруждать себя разработкой дизайна и «взяла на вооружение» кое-что у Garmin. Что ж, такой шаг можно признать вполне оправданным.

Во-первых, в продуманности продуктов Garmin сомневаться не приходится. Каждый навигатор имеет минимум эргономических просчетов и при этом обладает массой интересных решений. Во-вторых, изобретать велосипед заново – задача не из легких и далеко не всегда благодарная в итоге, а потому поддаться соблазну творческого плагиата вполне очевидное желание. Впрочем, нам, простым пользователям, конечно, интересно «как» и «почему», но гораздо важнее «что», а потому давайте обратимся к эргономике Mio 136.

Garmin GPSmap 196 мы вспомнили неслучайно. Mio 136 действительно сильно напоминает навигационного собрата. Конечно, с должными габаритно-весовыми оговорками. Однако, что касается удобства использования, Garmin все же впереди. Особенно это чувствуется, когда начинаешь работать с КПК и понимаешь, что кнопочки действительно близко расположены друг к другу. В обычных условиях оно, может, и позволительно, разве что геймеры сморщат нос, да КПК-профи нахмурят брови. Однако как только речь заходит о более-менее экстремальных условиях, становится понятно, что в перчатках вполне возможно ошибиться, и не раз, и не два, а гораздо больше – так уж невелики эти элементы управления.

Навигационный джойстик вышел получше – четкий, довольно большой, отделенный от «выводка» других клавиш, к тому же, еще и с функцией действия, то есть позволяющий запускать выделенные приложения. Порадовала и подсветка управленческого тандема. Она обладает оранжевым цветом и очень удачно сочетает умеренную яркость с приятной ненавязчивостью, в общем, замечательное решение, лучшего и желать нельзя.

Под стройными рядами кнопочек и джойстиком располагается достаточно громкий и умеренно качественный динамик, естественно по меркам КПК. Только вот при работе с элементами управления он закрывается рукой – согласитесь, не самое разумное решение. Рядом с ним имеется уютное местечко для фирменного логотипа. Если судить по фотографиям с последних IT-выставок, здесь должен располагаться стандартный шильдик наладонников Mio, однако, как мы уже упоминали, к нам на тесты попал предрелизный образец устройства, а потому соотвествующая «вмятинка» пока свободна. Кстати, при перезагрузке на экране КПК гордо красовался логотип NAVMAN. Если этот производитель навигационного оборудования изготавливает Mio 136 для MiTAC, получается весьма занятная картина. Ведь мы знаем MiTAC как OEM-производителя, который сам поставляет «готовые решения» для других компаний (например, для отчественного Rover Computers или для почти родной «ВЕРСИИ»). Впрочем, скорее всего, NAVMAN разрабатывала лишь навигационную составляющую новинки, поскольку последняя уже давно является авторитетным брэндом на мировом рынке спутниковой навигации.

Что ж, мы немного отвлеклись, а между тем аппаратные кнопочки сиротливо остались без подробного описания. К сожалению, как мы уже говорили, КПК тестировался в спартанских условиях, а вне карты львиная доля клавиш лишена функциональной привязки. Да, действительно, мы не оговорились: пять из шести кнопок предназначены для навигационных нужд. Шестая – клавиша включения/выключения устройства. Остальные, как нам остается только догадываться по нанесенным на них пиктограммам, отвечают за настройку, создание путевой точки, переходу к ней, а также увеличение и уменьшение масштаба карты. Такой набор, конечно, уступает по насыщенности аналогам из автономных навигаторов, но самое важное имеется, а потому придираться не будем. С КПК-функциями сложнее – аппаратно они вовсе не «привязаны». Впрочем, и этому можно найти свое объяснение – программная начинка.

Основной «изюминкой» и явным разочарованием в одном лице стала операционная система Mio 136 и программный набор этого наладонника. Дело в том, что машинка функционирует под управлением ОС Windows CE.NET 4.2. Что побудило MiTAC предпочесть эту, мягко говоря, очень специфическую платформу современной Windows Mobile 2003 SE? Конечно, вездесущая, а здесь еще и, как нам кажется, излишняя меркантильность. Так, если лицензия на Windows Mobile обходится производителям что-то около $30, плюс-минус скидки, бонусы, штрафы и т.д., то Windows CE.NET стоит на порядок (!) дешевле. И это, не считая дополнительного набора из офисного пакета, PIM-приложений, а также иных встроенных софтинок. Согласитесь, соблазн сэкономить велик. К сожалению, MiTAC ему поддалась и явно прогадала. От этого очень значительно пострадала функциональность конечного продукта, который лишился огромной библиотеки софта, приблизившись тем самым к специализированным навигаторам. Более того, из предустановленного софта нашему спартанцу и вовсе не чем было похвастать, только разве самой ОС и ее компонентами вроде Windows Explorer и ему подобных. Что и говорить, сплошное разочарование – изначально на этом «компьютере» нельзя даже послушать MP3 или просмотреть JPEG, не говоря уже о более сложных задачах, доступных в штатном наборе наладонникам с Windows Mobile.

Аппаратно MiTAC Mio 136 – воистину темная лошадка, поскольку до официального релиза производитель умело скрывает спецификации устройства, а сам компьютер словно вторит ему, пытаясь максимально уйти от прямого вопроса ответа на наши вопросы. Единственное, что мы знаем наверняка, так это то, что основой машинке служит «камешек» PXA255 от Intel – решение далеко не первой свежести, а объем оперативной памяти составляет 32 Мбайта – едва ли достаточный размер для полноценной реализации всего потенциала, заложенного в новинке. Первое хоть как-то компенсирует отсутствие конкурентов и скудность ПО для CE.NET. Со вторым просчетом борется слот расширения стандарта SD/MMC, расположенный на левой грани. Именно с помощью последнего наладоннику «скармливаются» карты расширения памяти. К сожалению, касательно поддержки SDIO мы ничего сказать не можем, поскольку соответствующей периферии под рукой не оказалось, а спецификации, как упоминалось выше, пока недоступны для посторонних. Кстати, для обычных GPS-приемников слот расширения – редкость, а потому на их фоне Mio 136 смотрится очень функционально.

Конечно, картину серьезно портит ограничения, наложенные используемой ОС. Впрочем, даже несмотря на столь высокий «забор», Mio 136 все же остается настоящим КПК со всеми вытекающими. На правом торце имеется выход на наушники, что вкупе со слотом расширения делает из компьютера неплохой плеер – в меру мобильный и довольно удобный. Здесь же есть и колесико прокрутки, точнее, его стандартная для MiTAC замена в виде рычажка качения. В любом случае с помощью этой мелочи будет комфортно читать на КПК книжки. Тем более, что экран изначально имеет горизонтальную ориентацию. Это, конечно, не принципиально – большинство читалок позволяет выбрать нужный режим, но приятно.

Что касается характеристик самого экрана Mio 136, то он, к сожалению, вышел не самым ярким. Мой собственный Dell Axim X5, лежащий рядом, совсем незначительно уступает новинке. Более того, отсутствует и возможность регулировки уровня этого параметра. Ярче нового GPS-КПК оказался и его предшественник — Mio 168. Ну, а если вспомнить, что и Dell Axim X5, и Mio 168 далеки от идеала по яркостному показателю, можно усомниться во «всепогодности» нашего героя.

Зато «приёмистости» (в плане качества приёма сигнала) Mio 136 должно хватить и для поездок в автомобиле, и для прогулок в лесу, и для блужданий в мегаполисе с плотной застройкой. Для этих целей КПК оборудован откидной антенной. Кроме того, для действительно уверенного приёма спутникового сигнала разработчики снабдили последнюю разъёмом, к которому можно подключить выносную антенну. «Место стыковки» предусмотрительно прикрыто резиновой заглушкой, так что за его сохранность можно не беспокоиться. Опасение вызывает совсем другое.

А именно — сама встроенная антенна. В плане надёжности. Как мы уже говорили выше, это внешний откидной вариант, наподобие того, что есть у Mio 168. Естественно, мы не стали проводить тесты на её «выносливость», ведь у нас в руках был единственный в России экземпляр наладонника. Однако можем смело предположить недолгий срок службы этого элемента. Уж, больно он хлипок.

Вообще, это не единственное слабое место экстерьера Mio 136. Меня не покидало ощущение хрупкости высокотехнологичного устройства, которое и уронить страшно, не говоря уже о более серьёзных испытаниях. Массивность и исключительная надежность, скажем, навигаторов Garmin в случае с MiTAC сменилась привычной для КПК хрупкостью. Ни о какой водонепроницаемости или ударопрочности и речи не идет. Именно поэтому (и не только) позволю себе усомниться в привлекательности аппарата для заядлых путешественников.

Еще одним разочарованием для странствующего люда cтанет система питания наладонника.

Мало того, что машинка оснащена несменным аккумулятором, так еще и время его работы весьма скромно как по GPS-меркам, так и по КПК-стандартам – всего шесть с половиной часов (6:32) автономного функционирования в различных приложениях без использования GPS. Учитывая конструкцию элемента питания, такая картина действительно удручает.

Ну, вот мы плавно подошли к концу обзора и обычно сопуствующим ему выводам. Согласитесь, всегда приятно пообщаться с «одним-единственным». Так и с Mio 136. Каким бы спорным новый продукт от MiTAC ни был, в итоге все же получилось на редкость милое рандеву. Впрочем, взаимная теплота чувств не воспрепятствует вынесению строгого и объективного вердикта, которого ждут от нас читатели.

К сожалению или к счастью, мы вынуждены сказать нашему спартанцу решительное: «Прощай!» У нас с ним явно разные дорожки. Во всяком случае, в его теперешнем виде. Новый продукт от MiTAC построен на очень сомнительной операционке, снабжён минимумом необходимых аппаратностей, посему на отечественном рынке имеет очень призрачные перспективы. Судите сами. Что есть у Mio 136 в качестве GPS-навигатора? Ненадежный, лишенный обязательных стойкостей к ударам и воде, а также опциональных бонусов вроде магнитного компаса и барометра, слишком навороченный для серьезных походов, а оттого малоработающий в автономном режиме, да еще и требующий розетки после каждой разрядки ввиду несменности конструкции элемента питания. В общем, явно не лучший выбор, даже исключая целый вагон и маленькую тележку минусов.

Тогда, может быть, Mio 136 хорош как КПК? Опять мимо. Сомнительная операционка, горизонтальная «ориентация» экрана без штатной возможности ее смены, не впечатляющая начинка и отсутствие аппаратных элементов управления, изначально привязанных к софту компьютера, который в своем привычном виде (например, создание резервной копии данных или просмотр картинок, игры, наконец) также отсутствует.

Что ж, остается лишь один вариант. Может быть, в итоге из Mio 136 получится неплохой гибрид КПК и GPS? Но и тут новинка от MiTAC выглядит, скажем прямо, далеко не лучшим образом на фоне Palmax z720 и MiTAC Mio 168. Чего только стоит Windows CE.NET 4.2 в сравнении с Windows Mobile 2003 SE у z720 и вчетверо меньший объем ОЗУ, а также многие-многие другие упущения. Таким образом, у нового КПК от MiTAC не остаётся никаких рыночных шансов. Хочется надеяться, что конечная версия Mio 136 учтет все недочеты тестового образца и сможет стать действительно конкурентоспособным изделием, реабилитировав себя и своего прародителя.

P.S. Рассмотрев и опробовав новый MiTAC Mio 136, мы и словом не обмолвились о стоимости этой диковинки в российских условиях. Такая забывчивость неслучайна. Виной всему призрачность будущего этого КПК. На данный момент неизвестно будет ли он вообще представлен и когда это произойдёт. Зато имеются данные о предполагаемой цене, если наш герой все же надумает ступить на российскую землю. Она составляет $400. Естественно, в таком виде никто продавать новинку не будет, а потому можно смело накинуть еще $100 за навигационную систему. Что ж, $500 — прямо скажем, немалая сумма за столь спорный продукт. Однако ставить точку в этом обзоре мы бы поостереглись, подождав все же конечной версии устройства.

От редакции

Мы попросили Дмитрия Хавжу, директора «МакЦентра», прокомментировать статью и оценить перспективы нового наладонника в России.

Mio 136 поступил к нам около 3-х недель назад от компании MiTAC для изучения и тестирования. Нам нужно было сравнить это новое устройство с хорошо зарекомендовавшим себя Mio 168 и понять можно ли использовать новинку в составе комплекта PocketNavigator.

  • На первый взгляд, эта идея казалась весьма перспективной по следующим причинам: Mio136 дешевле Mio 168 на 20 — 25 долларов
  • Mio168 позиционируется производителем именно как навигационное устройство, а не КПК, чему способствует горизонтальное расположение экрана и хардверные кнопки, встроенный GPS и удобное крепление в автомобиле.

Пожалуй все, других аргументов мы не видели.

  1. Проведя серию тестов, мы получили следующие данные: Mio 136 не имеет никакого интерфейса, который мог бы обеспечить ввод данных через пейджер, сотовый телефон и т.п. COM-порт отсутствует, USB host — тоже, BT или Wi-Fi нет, даже ИК-порта найти не удалось. Для навигационного устройства это огромный минус, поскольку отсутствует возможность вводить информацию о заторах, к которой многие пользователи уже начали привыкать.
  2. Небольшое снижение цены слабо компенсирует те неудобства, с которыми пользователь столкнется в результате отказа от Pocket PC.
  3. Идея о том, что горизонтальное расположение экрана более удобно для навигации, весьма спорна. Многим более удобно вертикальное расположение.

Суммируя плюсы и минусы, мы получили отрицательный результат. Пока Mio 136 мы поставлять не будем, и комплект Pocket Navigator как и раньше будет включать Mio 168. Хотя в дальнейшем изменения возможны.