Состояние и перспективы развития охранных систем, базирующихся на технологии GPS (на Украине)

Состояние и перспективы развития охранных систем, базирующихся на технологии GPS (на Украине)

GPS (Global Positioning System) — это система глобального позиционирования с использованием искусственных спутников Земли. Изначально она была разработана как военная навигационная система, предназначенная для высокоточного определения пространственных координат. Система представляет собой совокупность 29 спутников (по состоянию на 10.01.2003г.), сигналы которых принимаются на Земле специальными устройствами — GPS — приемниками. Эти сигналы и используются для определения координат.
В целом, GPS следует воспринимать как совокупности средств, методов и технологий геопозиционирования, позволяющих определять географическое положение объекта с заданной точностью, отображать его координаты на электронной карте, а также вырабатывать определенные управляющие воздействия на объект по заданному алгоритму с учетом текущей ситуации. GPS используется в воздушной, морской и наземной навигации. Быстро развивающийся рынок для GPS — это наземная навигация и позиционирование транспортных средств.

Использование в охранной деятельности систем, построенных на основе GPS, необходимо рассматривать в комплексе с развитием параллельных технологий, без которых невозможно создание полнофункциональных, надежных и недорогих (по стоимости и обслуживанию) охранных систем.

Главными составляющими этих технологий являются:

  • геоинформационные системы (ГИС);
  • способ передачи данных от автомобиля в диспетчерский центр и обратно;
  • использование возможностей Интернет.

Геоинформационные системы

ГИС — это специальные информационные продукты, работа которых построена на цифровых географических картах.
При построении охранных систем необходимы высокоточные, достоверные и качественные цифровые карты Украины, ее областей и городов в глобальной системе координат WGS84. Это обстоятельство обеспечивает прямое использование координат, получаемых от GPS — приемников, для визуализации объектов на электронной карте и проведения необходимых расчетов и пространственного анализа ситуации. Благодаря принятой Государственной программе внедрения WGS84 в Украине, перевод всей картографической базы на территории страны в глобальную систему стал реальностью. Эту работу проводит Государственный научно-исследовательский институт геодезии и картографии (НИИГК).
В настоящее время этим институтом подготовлены и предлагаются к коммерческому использованию цифровые карты Украины в масштабе 1:500000, областей 1:200000, городов 1:10000.
Следует подчеркнуть, что существуют нормативно-технические документы: система «Цифровые топографические карты» и система «Сертификация цифровых карт». Эти документы позволяют Госгеонадзору Украины проводить сертификацию цифровых карт на соответствие действующим нормативам и обеспечивает эффективную борьбу с «пиратством» в цифровой картографии. Поэтому пользователям картографической продукции необходимо быть внимательными при приобретении цифровой картографической продукции у фирм, которые не имеют лицензии на право выполнения картографических работ. Также актуальным является постоянная техническая поддержка и обновление баз данных цифровых карт. Кроме того, нельзя забывать и о порядке использования картографической продукции, который связан, в том числе, и с охраной сведений, составляющих государственную тайну.
Поэтому при выборе поставщика необходимо учитывать все указанные факторы, чтобы обеспечить и корректность цифровых данных, и их соответствие действующим правовым нормам.

Способы передачи данных

К следующей технологии, необходимой для построения охранных систем, следует отнести способ передачи данных от автомобиля в диспетчерский центр и обратно.
Изначально системы строились на передаче данных по радиосвязи УКВ- диапазона. Первую в Украине систему диспетчеризации на основе GPS разработали компании «УкрСат», «Текон» и НИИГК еще в 1996 г. Система была разработана для слежения за транспортировкой радиоактивных отходов в зоне отчуждения (Чернобыль).

С развитием мобильной радиосвязи появились новые технологии передачи данных:
— NMT-450;
— GSM900/1800;
— MPT 1327 (Транк);
— X-28;
— CDMA;
— Thuraya.

В зависимости от зоны охраняемой территории и выделяемых материальных средств, заказчики выбирают те или иные технологии передачи данных.
В настоящее время, предлагаемые на рынке Украины охранные системы, используют в основном две технологии передачи данных: GSM900/1800 (SMS-сообщения и передача данных «по прямому соединению», когда кратковременно сервер соединяется с клиентом «в режиме модема» и передает данные) и транкинга (Trank) — технологии, построенной на автоматическом поиске свободного канала и обеспечивающей связь большого числа абонентов при использовании малого количества радиоканалов.
Рассмотрим вкратце эти две технологии, их преимущества и недостатки.

GSM/SMS. В качестве передачи данных используется мобильная технология GSM в режиме SMS. С помощью SMS сообщений информация от автомобиля передается в диспетчерский центр и обратно. Преимущества: большая зона радио покрытия на Украине (а также в странах, где используется стандарт GSM 900/1800 и есть договор-роуминг между украинским и зарубежным операторами мобильной связи).
Недостатки: относительно высокие ежемесячные затраты за передачу SMS сообщений, особенно если необходим постоянный мониторинг за транспортным средством. Другим недостатком является высокая временная задержка между моментом передачи SMS сообщения и моментом его получения. Это обусловлено популярностью использования SMS сообщений среди пользователей мобильной связью и высокой загрузкой SMS — центров.
Кроме того, по опыту работы, высок процент потери SMS сообщений. А это очень важный показатель для выполнения охранных задач (однако этот недостаток можно разрешить при прямом соединении оператора мобильной связи и диспетчерского центра с помощью Интернет).

TRANK. В качестве передачи данных используется технология транковой (транкинговой) радиосвязи. Преимущества: относительно невысокая и постоянная ежемесячная абонентская плата за использование радиочастот. Абонплата не зависит от количества переданной информации. Кроме того, при использовании такой технологии передачи представляется возможным следить за охраняемым объектов в реальном масштабе времени.
Недостатки: ограниченная зона радиопокрытия; используется, в основном, в городах (для справки: компания «Текон» совместно с НИИГК и оператором транковой связи «OmiTex» провели тестирование GPS-системы в г. Киеве и предлагают ее к коммерческому использованию охранным фирмам во многих городах Украины).

Весьма перспективной технологией передачи данных является мобильная спутниковая связь Thuraya. Эта технология предоставляет услуги мобильной спутниковой связи в любой точке Украины и еще 98 странах Европы, Азии, Ближнего Востока и Африки (в настоящее время компании «КИГЛИ», «Турая Украина» и «Текон» проводят тестирование данной технологии).

На сегодняшний день появилась система пакетной передачи данных GPRS, которая может кардинально изменить ситуацию на рынке GPS. При использовании системы GPRS информация собирается в пакеты и передается в эфир; они заполняют те «пустоты» (не используемые в данный момент голосовые каналы), которые всегда есть в промежутках между разговорами абонентов, а использование сразу нескольких голосовых каналов обеспечивает высокие скорости передачи данных. При этом этап установления соединения занимает несколько секунд. В этом и заключается принципиальное отличие режима пакетной передачи данных.
Технология GPRS позволяет абонентам получать доступ в глобальную сеть из любой точки, где существует покрытие сети; при этом цена такой передачи будет чрезвычайно привлекательной. Оплата в этом случае производится не за время нахождения на связи, а за объем переданной информации (1-2 доллара США за 1Мбайт). В настоящее время услугу GPRS на Украине начали предоставлять операторы мобильной связи «КиевСтар» (коммерческая услуга) и «UMC» (в тестовом режиме).
«Текон» и «Кигли» совместно с оператором мобильной связи «UMC» проводят тестирование охранной GPS-системы с помощью услуги GPRS. К сожалению, эта услуга пока предоставляется только в нескольких городах Украины.
Нельзя не отметить появление на рынке Украины новых моделей мобильных телефонов с GPS приемником — Benefon Track Pro или Benefon ESC! NT, что, безусловно, найдет самое широкое применении в охранной деятельности.

Использование Интернет

К следующей технологии, которая влияет на развитие GPS-систем, необходимо отнести Интернет. Благодаря динамичному развитию Интернет-услуг в Украине, появилась возможность создания виртуальных диспетчерских центров слежения за транспортными средствами.
Теперь нет необходимости приобретать цифровые карты, нести затраты на приобретение и содержание аппаратно-программных средств, а также привлекать высококвалифицированные кадры для обслуживания систем. Каждому клиенту может предоставляться полный спектр услуг, включая полноценный «виртуальный диспетчерский сервер»; клиент может получить возможность сам контролировать права доступа к данным, изменять параметры слежения, программировать уже действующие транспортные средства и подключать новые. При этом будет использоваться серверное программное обеспечение и средства связи клиента.
Использование GPS-системы с использованием GSM/SMS и «виртуальным диспетчерским центром» дает клиентам следующие возможности и преимущества:
— низкая нагрузка на каналы связи (допускается использование стандартного DіalUp-подключения);
— одновременное слежение и управление достаточным количеством транспортных объектов;
— предоставление пользователям максимально возможной справочной информации о состоянии мобильного объекта;
— распределение прав доступа до функциональных возможностей сервера в зависимости от привилегии конкретного абонента;
— получение информации о состоянии датчиков и параметров мобильного объекта в реальном масштабе времени (кнопка «Alarm», уровень топлива и др.);
— передача разнообразных команд управления (изменение временного интервала слежения, блокирование двигателя, включение режима «охрана»);
— дистанционное программирование GPS-устройства (установка охранной зоны и маршрута, ограничение скорости передвижения и др.);
— планирование исполнения команд по указанному графику (например, установить режим «охрана» в будние дни с 22:00);
— определение координат по запросу;
— автоматическая замена карты (при въезде в город будет использоваться более детальная карта);
— объявление о появлении новых карт;
— работа с сервисными функциями: измерение расстояния, поиск улиц, домов и т.п.;
— слежение (в реальном масштабе времени) за перемещением как одиночных объектов, так и за несколькими на разных картах;
— отображение полной информации о каждом объекте (номер, координаты, водитель и т.п.)
— возможность задания маршрута движения и контроль за его выполнением;
— хранение и быстрый доступ к дополнительной информации (ошибки при передаче данных, состояние аппаратуры и др.);
— удобный механизм доступа к архиву (просмотр архива за определенный промежуток времени, одного или группы объектов, ускоренный режим просмотра).
С распространением технологии GSM/GPRS перечень функциональных возможностей будет постоянно расширяться.

Заключение

На развитие GPS-систем влияют и другие факторы, являющиеся непременным атрибутом рыночной экономики.
Например, некоторые страховые компании уже сейчас предоставляют значительные скидки на страхование по рискам (полное КАСКО) при установке на автомобиле оборудования GPS-системы. Таким образом, GPS-система реально экономит средства автовладельцев за счет гибких скидок по страхованию. Также становится все более популярной продажа автомобилей, оснащенных GPS-системой, в кредит.
Большой интерес к GPS-системам возникает и у охранных фирм. Весьма интересный опыт накоплен у таких фирм, как «Венбест», львовского агентства экономической безопасности «Галактика» и полтавского охранного агентства «Антарес — 2000». Данные компании обеспечивают полный спектр услуг с использованием GPS-систем, и нет сомнений, что количество таких компаний с каждым годом будет возрастать.