RoadInformer — борец с пробками

RoadInformer — борец с пробками

От пробок страдают автовладельцы любого мегаполиса в любом уголке света. А вот борются с ними по-разному. Например, в Лодоне с недавних пор нужно ежедневно платить по пять фунтов стерлингов, чтобы попасть в центральную часть города (где и работает большинство тех, кто стоит в пробках). У москвичей с начала февраля есть другой вариант — возникающие пробки объезжать.

6 февраля в отеле «Шератон Палас» компания «Юнайтед Телеком» (владеет известной торговой маркой Vessolink) представила свой проект «Свободные дороги», часть новой большой информационной системы SMILink. Аппаратно-программное решение «Свободные дороги» должно доставлять водителям самую свежую информацию о пробках на московских дорогах, позволяя им найти пути объезда.

На данный момент получать эту информацию можно с помощью прибора RoadInformer. Он представляет собой небольшую плоскую пластиковую панель (черного цвета и, похоже, разнообразить цветовую гамму производитель не собирается), которая либо крепится на внутренню сторону солнцезащитного козырька автомобиля, либо просто лежит в салоне и используется по мере надобности.

На панельке две схемы московских улиц. На одной весь город до МКАД, на второй, более подробной, маршруты в пределах Садового кольца. Под верхней крышкой со схемами находится матрица из красных светодиодов. Если на дороге затруднено или замедлено движение, соответствующий участок улицы «мигает» красным, если на улице «стоячая» пробка, она подсвечивается постоянно. Каждый диод (на более подробной схеме) отвечает примерно за 500 метров дорожного полотна.

Управлять прибором может даже ребенок (если, конечно, его пустят за руль). Одна кнопка — включение/выключение, вторая — регулировка яркости. Третья переключает прибор между двумя режимами, в зависимости от того, в какую сторону вы едете — из центра или в центр, по часовой или против часовой стрелки по кольцевым дорогам. На самой схеме направление пробки не отражается.

RoadInformer — пока единственный прибор, который позволяет получать информацию о пробках от SMILink, но вскоре эта ситуация изменится. Уже 6 февраля, на презентации, представители «Юнайтед Телеком» показали систему, которая позволяет получать аналогичную информацию на карманный компьютер. На КПК устанавливается масштабируемая карта города (три масштаба), а к коммуникационному порту подключается небольшой вессолинковский приемник сигнала. Естественно, система на КПК будет более функциональной, чем RoadInformer. Так, например, можно будет получать сведения не только о наличии пробок, но и о том, как долго они не рассасываются, о причине возникновения и о «категории сложности» по пятибалльной шкале. На презентации можно было взглянуть на версию, работающую с HP iPaq 3870.

Карта на экране КПК показалась несколько блеклой, но в остальном, насколько можно было заметить за пару минут, система работала без проблем. Более того, для iPaq будут предлагаться специальные жакеты, в которые можно будет вставить вессолинковский приемник, как, скажем, обычную Compact Flash карточку. А варианты обыкновенных кабелей для подключения к коммуникационному разъему уже существуют для 13 различных моделей КПК, включая, как нам рассказали, и Palm OS и Pocket PC. Карта для КПК, по словам Владимира Волкова, коммерческого дректора SMILink, разрабатывается компанией Cybiko совместно с московским Институтом картографии. Она будет не очень детальной, отдельные дома на ней показываться не будут, но подсказать, где пробка, а где нет, сможет.

МакЦентр также принял участие в подготовке проекта. Специалисты компании помогли разработать кабели и предоставили техническую документацию, необходимую для соединения КПК и приемника Vessolink. В продаже система на базе КПК должная появиться приблизительно через два месяца.

В дальнейших планах компании — создать отдельный прибор для крепления на панель приборов. У него будет большой цветной экран, качественная масштабируемая карта, возможность получать разнообразную сопутствующую информацию.

Доставка же информации на мобильные беспроводные приемники для SMILink не проблема. Напомним, что «Юнайтед Телеком» владеет крупнейшей московской (плюс региональные отделения) пейджинговой сетью Vessolink. Оборудование этой сети было использовано для трансляции данных на пользовательские устройства, нужно было лишь заменить систему точечной рассылки на массовое вещание. «Юнайтед Телеком» утверждает, что сеть обеспечивает уверенный прием на всей территории Москвы.

Впрочем, устройства для приема информации важная, но не главная составляющая проекта. На презентации президент компании, г-н Бадера, основной упор делал на уникальное качество системы сбора информации о пробках на дорогах. Если у SMILink сбор данных действительно налажен так, как об этом рассказали представители компании, то «Свободные дороги» станут самой «осведомленной» системой оповещения о пробках.

Основной поток информации поступает из городской системы «Старт». Система была запущена в 2000 году по постановлению правительства Москвы для оптимизации работы светофоров на важных перекрестках. В центре города (в пределах Садового кольца) на данный момент установлено около 250 камер наблюдения, информация с которых попадает в центр обработки, анализируется специальными компьютерными программами и служит основой для централизованного управления светофорами. Естественно, в поле зрения камер попадают и машины, застрявшие в пробке, что позволяет специалистам аналитического центра SMILink создавать первичную картину состояния на дорогах. Затем эти данные несколько раз перепроверяются. Используется информация Службы спасения, компании «Ангел», корреспондентов «Авторадио».

Прежде чем выйти на рынок, система три месяца находилась в стадии тестирования. По словам представителей компании, уровень информированности водителей был беспрецедентным.

Напомним, сегодня в сети салонов Vessolink и у многочисленных дилеров можно приобрести только RoadInformer. Модель, которая крепится на козырек стоит $209, однако еще $105 придется отдать за ее установку. Более дешевый вариант — отдельный прибор, который питается от прикуривателя. Его можно купить за $199. На въезде в город будет развернуто несколько пунктов проката RoadInformer’ов для гостей столицы. Абонентская плата за пользование услугой составляет $18 в месяц (при подключении сразу на более длительный срок — скидки). Внести деньги можно в розничной сети Vessolink, через дилеров, с помощью карточек pre-paid (как «Би Плюс»), через интернет на сайте SMILink. $10 пользователь автоматически получает на счет сразу после покупки RoadInformer. При этом покупатель получает и индивидуальную карточку, которая позволит в дальнейшем пользоваться всеми услугами проекта SMILink.

Один немецкий математик подсчитал, что если хотя бы 20% водителей в городе будут знать, что там-то и там-то затруднено движение и найдут пути объезда, пробок в этом городе вообще не будет. Пока завод в Зеленограде, где делают RoadInformer, ориентирован на вупуск примерно 1000 устройств в месяц, однако в качестве потенциальных покупателей «Юнайтед Телеком» рассматривает все 3,5-4 миллиона московских водителей.

SMILink

SMILink — универсальный информационный проект, который на данный момент включает четыре системы услуг. Первая из них — «Биржевой мастер». На специальные устройства Vessolink («Юнайтед Телеком» называет их карманными компьютерами) приходит постоянно обновляющаяся информация об изменениях на бирже, котировках, курсах и так далее. Небольшой экран машинки способен отображать, помимо текста, таблицы, графики, диаграммы.

Второй проект — «Свободные дороги» (см. выше), третий — еще не запущенная в коммерческую эксплуатацию «Электронная газета». С ее помощью пользователи КПК смогут оперативно получать на свои устройства последнюю информацию о событиях в России и мире (очевидно, пользователь сможет самостоятельно выбирать интересующие его категории и темы новостей).

Наконец, последний проект — «Единый информационный номер», позволяющий объединить адреса электронной почты, номера телефонов под единым номером, что дает возможность принимать и отправлять любые виды личных сообщений (e-mail, ICQ, SMS, факс) из любой точки земного шара. Пользоваться услугами региональных call-центров компании, получать разнообразные справки.

Второй проект — «Свободные дороги» (см. выше), третий — еще не запущенная в коммерческую эксплуатацию «Электронная газета». С ее помощью пользователи КПК смогут оперативно получать на свои устройства последнюю информацию о событиях в России и мире (очевидно, пользователь сможет самостоятельно выбирать интересующие его категории и темы новостей).

Наконец, последний проект — «Единый информационный номер», позволяющий объединить адреса электронной почты, номера телефонов под единым номером, что дает возможность принимать и отправлять любые виды личных сообщений (e-mail, ICQ, SMS, факс) из любой точки земного шара. Пользоваться услугами региональных call-центров компании, получать разнообразные справки.