Правовые вопросы получения разрешения на использование приемника GPS

Правовые вопросы получения разрешения на использование приемника GPS

На страницах туристических и специализированных сайтов в Интернете не стихает обсуждение вопроса — Нужно ли получать разрешение на использование приемников GPS и как это сделать? Просмотрев множество форумов, касающихся этой проблемы, я увидел, что никто и нигде не ссылается на какие-то нормативные акты, хотя и голословно утверждает, что «Это не требуется». С
Попробуем рассмотреть поднятую проблему с точки зрения её правового урегулирования.
Для начала спросим себя — можем ли мы приобрести приемник GPS, просто придя в магазин или специализированную фирму?
Ответ очевиден — Да, можем. Это означает, что продажа упомянутого оборудования в частное пользование законом не запрещена. Для сравнения можно привести пример охотничьего оружия, не говоря уже о его боевых собратьях. Приобрести охотничье ружье вы сможете, только получив соответствующее разрешение уполномоченных на то государственных органов. Таким образом, становится ясно, что приемники GPS не являются имуществом, оборот которого регулируется государством. (Мы здесь не касаемся вопроса приобретения оборудования у «серых» дилеров, а имеем в виду приобретение оборудования у фирмы, торгующей сертифицированными приемниками и имеющей на это соответствующую лицензию.)
Итак, приобретя приемник GPS, мы становимся владельцем имущества, лишить которого нас могут, согласно ст. 35 Конституции РФ, только по решению суда.

Следующий вопрос — может быть каким-то образом регулируется именно ИСПОЛЬЗОВАНИЕ нашего любимого Гармина или Магеллана? Для ответа на этот вопрос придется немного углубиться в юридические дебри.
Есть небезызвестное Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 643, которым утверждено Положение, регулирующее порядок изготовления, ввоза в РФ и, самое главное для нас, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ на территории РФ радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств). Пресловутая инструкция «О порядке выдачи… разрешений..» прямо и указывает, что она разработана на основании этого самого Постановления №643.
Точно также, на основании этого Положения в свое время выдавали разрешения на использование сотовых телефонов, пока в 2000 году законодатели не внесли в Положение весьма разумную поправку, выводящую сотовые телефоны из-под его юрисдикции.
Отмечу, что это Положение — единственный подзаконный акт, утвержденный Правительством, регулирующий круг вопросов, связанный с использованием бытовой высокочастотной техники.
Теперь необходимо увидеть самое главное. Пункт 2 Постановления гласит: «Действие настоящего Положения не распространяется на: радиоэлектронные средства, предназначенные для индивидуального приема программ теле- и радиовещания, сигналов персонального радиовызова (радиопейджеры), ИЗДЕЛИЯ БЫТОВОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ, НЕ СОДЕРЖАЩИЕ РАДИОИЗЛУЧАЮЩИХ УСТРОЙСТВ.» Выделено, естественно, мною. Как видим, приемник GPS, в силу присущих ему качеств, изначально не подпадает под действие сурового Положения. Не думаю, что кто-то сможет доказать в суде, что приемник GPS не является «изделием бытовой электроники, не содержащим радиоизлучающих устройств».
Необходимо отметить, что абсолютно аналогичная формулировка использована и в тексте статей Кодекса РФ об административных правонарушениях, касающихся «самовольного…приобретения… или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств» (статья 13.3) и «нарушения правил … регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств» (статья 13.4). Там сказано: «Не влечет административной ответственности использование радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, предназначенных для индивидуального приема программ телевизионного вещания и радиовещания, а также для использования изделий бытовой электроники, не содержащих радиоизлучающих устройств.»

Остается ещё один момент, который надо посмотреть, чтобы убедиться в отсутствии законодательной базы для получения каких-либо разрешений для использования приемника GPS. Речь идет о лицензировании деятельности по определению географических координат точки на местности. На этот момент, надо сказать, часто ссылаются сторонники получения разрешения.
Для того, чтобы какая либо деятельность требовала лицензирования, требуется ряд обязательных условий:
— установление такового требования федеральным законом;
— определение порядка осуществления лицензирования, т.е наличия утвержденного Постановлением Правительства РФ Положения о лицензирования этого вида деятельности;
— определение работ и услуг по видам деятельности, необходимость осуществления лицензирования которых установлена Федеральным законом.

В настоящий момент действует Закон РФ «О геодезии и картографии» от 26 декабря 1995 г. №209-ФЗ в котором в ст. 12 установлено, что геодезическая и картографическая деятельность лицензируется.
Более того, до 8 июня 2001 года действовало Положение о лицензировании топографо-геодезической и картографической деятельности в РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г. N 847, в качестве приложения к которому был утвержден Перечень видов топографо-геодезических и картографических работ, подлежащих лицензированию. В этом перечне, действительно, под п. 1.14 присутствовала следующая деятельность: «Определение координат геодезических пунктов и точек земной поверхности с использованием автономных средств определения координат (геодезических спутниковых приемников)»
При этом не оговаривались условия применения приемников GPS. Формально, в силу перечисленных подзаконных актов, любая деятельность по применению приемников GPS, действительно, требовала наличия определенного разрешения.

Теперь, наконец, переходим к современному состоянию вопроса. Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2001 г. N 453 было утверждено новое Положение о лицензировании геодезической и картографической деятельности в РФ, в приложении к которому утвержден новый Перечень работ, входящих в состав лицензируемой геодезической и картографической деятельности.
В нем в пп.б п.15, абсолютно логично, мухи отделены от котлет. Лицензируется только та деятельность по применению приемников GPS, которая связана с «выполнением следующих геодезических и топографических работ при проведении инженерных изысканий, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, а также иных изысканий и специальных работ».
Таким образом, применение приемников GPS для личных надобностей, не связанных со строительством, изысканиями и пр. НЕ ЛИЦЕНЗИРУЕТСЯ.

Итак, мы посмотрели все правовые аспекты, связанные с приобретением и использованием приемников GPS и не обнаружили никаких ЗАКОННЫХ оснований для требования получения каких-либо разрешений на все эти действия ни с точки зрения использования приемника GPS, как радиоэлектронного устройства, ни с точки зрения использования его для определения географических координат.
Таким образом, вы можете смело определять свои координаты на местности уже в силу того, что приобрели чудесный приборчик, способный это делать с достаточной точностью. Любые требования лиц в милицейской форме предъявить на это дополнительное «разрешение» не основаны на законе.
Более того, попытка любых должностных и псевдодолжностных лиц изъять у Вас указанный бытовой прибор, аналогична действиям по изъятию у Вас кошелька, очков, сумки, телефона и любого другого имущества. В этом плане правовой режим владения приемником GPS ничем не отличается от всех перечисленных, не менее обыденных, вещей.

Несмотря на глубокое убеждение в истинности приведенных выше доводов, я с удовольствием услышал бы аргументированное мнение процессуальных противников, особенно, если они представляют именно те самые контролирующие органы государственной радиочастотной службы при Министерстве РФ по связи и информатизации и Федеральной службы геодезии и картографии.