Обзор GPS-навигатора Garmin eTrex Vista

Обзор GPS-навигатора Garmin eTrex Vista

Мне не раз приходилось пользоваться GPS-навигаторами, но впервые в моих руках оказался прибор, который я смог бы назвать функционально достаточным для своих целей. Уникальность этого прибора заключается в объединении в одном компактном корпусе, стандартном для серии eTrex, GPS-приемника, устройства отображения электронной векторной карты местности, высотомера и магнитного компаса. На текущий момент Vista — самый навороченный навигатор, предназначенный для туристов.

Размер всех приемников eTrex примерно соответствует размеру небольшого сотового телефона. Правда, они заметно толще, но это не мешает им помещаться практически в любом кармане. Корпус с прорезиненными вставками по бокам хорошо лежит в руке, вся конструкция производит впечатление основательностью и прочностью. Контакты компьютерного интерфейса прикрыты резиновым клапаном. Крышка батарейного отсека прочно фиксируется с помощью поворотного замка и снабжена герметичным уплотнителем. Хотя в инструкции и отмечается, что при падении прибора в воду, она может проникнуть в батарейный отсек, мне это кажется маловероятным. Работоспособность электроники прибора гарантируется производителем даже после получасового пребывания под водой.

Все кнопки управления (а их 5 штук) расположенны по периметру корпуса, удобно ложатся под пальцы, причем независимо от того, в какой руке держишь прибор. Неприятное исключение составляет джойстик, который находится на передней панели выше и левее экрана. Воспользоваться им, когда прибор находится в правой руке, практически невозможно, так как большой палец перекрывает весь экран, да и просто неудобно тянуться через корпус. Джойстик имеет 4 направления отклонения для перемещения курсора, так же возможно нажатие на него как на кнопку. Неприятно, что из-за микроскопических размеров штифта при работе с ним нужно совершать намного более точные движения, чем при нажатии на другие кнопки. Удивительно, что джойстик не чувствует диагонального нажатия, хотя в других сериях приборов с этим все в порядке. Экран прибора. Хотел бы я, чтобы у моего «Палма» был подобный! Дисплей Vista имеет самое высокую плотность — более 4 пикселей на мм при разрешении 288 на 160 точек — такое я не видел ни у одного мобильного устройства, при этом экран достаточно контрастный. В результате, несмотря на небольшие физические размеры, работать с картой чрезвычайно удобно. Еще можно отметить типичную для приборов Garmin приятную подсветку дисплея белого цвета.

В коробке счастливый покупатель обнаружит саму «Висту», ремешок для ношения на шее (или запястье — по вкусу), инструкцию, краткий справочник по функциям и кабель для соединения с COM-портом компьютера.

Никакого программного обеспечения к прибору не прилагается. Почему? С одной стороны, все необходимое для обновления версии встроенного программного обеспечения можно выкачать из Сети. Там же можно найти множество полезных программ для работы с информацией, предоставляемой приемником. Однако, учитывая немаленькую цену навигатора, отсутствие в комплекте хотя бы элементарной программы для сохранения на жестком диске пользовательского набора треков, маршрутов и путевых точек мне кажется необъяснимым.

Для тех, кто не знаком с особенностями GPS-приемников, следует сказать, что хотя все они имеют возможность определения направления движения по вектору изменения координат (т. н. GPS-компас), при низкой скорости, менее 2–3-х километров в час, точность ориентирования становится неприемлемой. Стрелка на виртуальном лимбе начинает прыгать из стороны в сторону, а как только прибор отмечает прекращение движения, индикация направления и вовсе исчезает. Поэтому наличие настоящего компаса, всегда «держащего» верную ориентацию, добавляет особое удовольствие при использовании навигатора.

Магнитный компас, использованный в Vista, представляет собой чисто электронное устройство, т. е. не имеет движущихся частей. Тип его узнать мне не удалось, но полагаю, что применены индукционные датчики, что означает сравнительно большое потребление этим модулем энергии. Впрочем, разработчики навигатора предусмотрели возможность переключения на GPS-компас (и отключение магнитного) при превышении заданного порога скорости. Компас можно отключить и принудительно, удерживая клавишу «Page». Кстати, в целях энергосбережения, предусмотрена функция отключения и GPS-приемника.

В список навигационных функций Vista добавлены такие, на мой взгляд, обязательные для туристов возможности, как указание прибору направления движения. В обычных навигаторах для этого можно использовать только заранее внесенные путевые точки, здесь же нужно просто сориентировать прибор по азимуту или направить на цель, используя специальные метки на корпусе и выбрать соответствующий пункт меню. Компас делает измерения пару раз в секунду и довольно чувствителен, однако, как и подобает магнитному компасу, наличие вблизи него массивного металлического предмета сбивает показания. После каждой смены батарей компас нужно откалибровать, выбрав соответствующий режим в меню и медленно повернув прибор два раза в горизонтальной плоскости.

Как у всех «еТрексов» (да и других «Гарминовских» навигаторов), приемник имеет несколько экранных страниц для основных действий пользователя. Страницы переключаются либо кнопкой «Page» на правой стороне прибора, либо джойстиком при выборе соответствующего пункта в меню страниц.

Первый пункт меню — информация о спутниках. На странице представлено условное расположение спутников на видимой небесной полусфере и гистограмма уровней сигналов от них. Спутники, сигнал которых принимается и используется, выделяются черным цветом. Назначение этой диаграммы в том, чтобы определить какие из спутников прибор не видит, это бывает необходимо в городских условиях, где здания могут перекрывать более половины небосвода и из 4 необходимых для навигации сателлитов видны один или два.

Вторая страница — карта. Помимо нее можно вывести на экран статусную строку, состоящую из значения точности определения местоположения, двух полей данных (например, скорость и расстояние до следующей путевой точки).

Свое местоположение Vista указывает маленьким треугольником, ориентированным по направлению движения (или по оси прибора, если тот неподвижен). Кольцо вокруг треугольника показывает возможную ошибку местоопределения. Если включена запись трека, то за движущимся треугольником остается хвост из точек. Когда активирована навигация, текущее положение соединяется линией со следующей путевой точкой. Как в настоящих ГИС, детальность карты увеличивается, при увеличении масштаба отображения.

Карты в прибор можно загрузить через любой компьютер при помощи программного обеспечения с компакт-диска MapSource. Конечно, Garmin не предоставляет карт для России, однако в моем навигаторе была предустановлена карта Москвы и ближайшего Подмосковья. Карта не очень подробная — нет некоторых улиц, но для бесплатно поставляемой карты она хороша. Для тех, кому нужна большая детализация, существуют коммерческие карты Москвы.

В настройках есть два режима ориентации карты: по направлению на север и по направлению движения. Выбирая второй режим, я ожидал чуда, что изображение карты будет плавно вращаться согласно всем поворотам дороги. Как бы не так! Карта меняет свою ориентацию где-то раз в четыре-пять секунд, и понять, как она повернулась очередной раз очень тяжело. Возможно, этот режим имеет смысл при езде на автомобиле, но зачем он в приборе, рассчитанном на ношение в руке, — непонятно.

Следующий экран — компас, а точнее — навигационный инструмент. Кроме лимба компаса на нем может быть показано расстояние и ожидаемое время до достижения очередной путевой точки (если таковая задана), а также два выбираемых из списка параметра.

Жирная стрелка на компасе показывает в зависимости от выбранного режима либо направление на следующую путевую точку, либо направление линии маршрута. В последнем случае, если средняя часть стрелки смещена вправо или влево, это означает отклонение текущего местоположения от линии маршрута в соответствующую сторону, а шкала позволяет оценить величину отклонения.

Альтиметр, он же барометр. Как и в случае с компасом, для определения высоты используются не данные GPS, а настоящий барометрический высотомер. Помимо указания текущей высоты или давления, на этой странице можно посмотреть профиль линии движения, выбрав в качестве горизонтальной оси время или расстояние, при этом по вертикали на графике откладывается высота. С помощью специального курсора можно получить данные по любой точке графика (таким образом, например, можно постфактум оценить высоту пройденного перевала). Есть режим независимого масштабирования каждой из осей графика.

Только цифры. Trip computer — страница, на которой представлено текущее состояние навигатора, 8 полей данных, каждое из которых можно сконфигурировать для отображения одного из следующих параметров:

  • название следующей путевой точки;
  • расстояние до нее;
  • направление на нее;
  • расчетное время прибытия;
  • оставшееся время до прибытия;
  • высота;
  • название последней точки маршрута;
  • расстояние и время до нее;
  • курс;
  • скорость (текущая, максимальная или средняя);
  • одометр;
  • время с начала маршрута;
  • время движения;
  • время стояния;
  • текущее время и дата.

В главное меню «Висты» входят разделы создания маршрутов, управления треками, настройки некоторых параметров прибора (таких, как установка локального времени, единиц измерения, контраста дисплея, протокола интерфейса с компьютером) и специальных инструментов (календарь, вычисление оптимального времени для охоты и рыбалки, расписание восходов и закатов солнца и луны).

В меню есть еще две функции: задание путевой точки и поиск по точкам и объектам карты, но эти же функции можно вызвать специальной кнопкой «Find» на корпусе прибора или длительным нажатием на джойстик (отметка путевой точки).

Хочу еще заметить, что в приборе очень удобно реализован ввод названия путевой точки: вместо последовательного перебора букв, цифр и знаков препинания, здесь выбор символа производится перемещением курсора по таблице с помощью джойстика, что ускоряет ввод текста раза в три.

Прибор поддерживает навигацию по путевым точкам, маршрутам и трекам, описанию которой будет посвящена наша следующая статья.

Занятно, что компьютерные графические интерфейсы пользователей повлияли и на такие устройства, как этот навигатор. Так, закрытие окон с настройкой параметров осуществляется здесь выбором пиктограммы с крестиком на типичном для Windows месте экрана. Рядом с ней находится пиктограмма контекстного меню. Выбор необходимой функции осуществляется перемещением выделения с помощью джойстика по пиктограммам и пунктам меню и последующим нажатием на джойстик. Однако, есть ощущение, что недалек тот день, когда мы увидим на экране такого прибора привычную стрелочку курсора (впрочем, здесь она уже есть, но предназначена только для работы с картой: перемещения отображаемой области и получение информации по объектам карты).

Фирма заявляет 12-ти часовую длительность работы от двух алкалиновых батарей АА, но при отключенном компасе и редкой обработке сигналов GPS. На деле можно рассчитывать на 5–8 часов, если не пользоваться подсветкой.

Довольно медленный интерфейс. Это объяснимо на странице с картой, где перерисовка участка местности занимает несколько секунд, но переключение между страницами с информацией тоже притормаживает, что слегка раздражает.

Отсутствие, как и у всех «еТрексов», звуковой сигнализации. Про несколько неудачную конструкцию джойстика я уже написал.

Несколько удивляет последовательность страниц, учитывая однонаправленный перебор их кнопкой «Page». При наличии на каждой из них контекстного меню можно было бы переместить туда информацию о спутниках и главное меню (к ним обращаешься относительно редко), чтобы можно было быстрее перебирать оставшиеся пункты с помощью кнопки «Page».

В качестве недостатка приборов серии eTrex иногда отмечают отсутствие возможности подключения внешней антенны. Вынесенную антенну обычно подключают к навигаторам в автомобиле, для улучшения видимости неба. Думаю, что это неправомерный упрек. Прибор сугубо «ручной» и в машине будет попросту неудобен (хотя Garmin производит соответствующие адаптеры) из-за маленького дисплея, тут лучше использовать что-то вроде eMap, GPS III+ или StreetPilot.

Итак, что же в итоге? На мой взгляд, малый вес, компактность, отличный дисплей, надежная конструкция, удобство органов управления и широчайший набор функций делают прибор лучшим из существующих в данный момент для тех путешественников, которым необходима электронная карта. Возможности «Висты» оправдывают даже ее сравнительно высокую цену (около $450 в России).