Коммерческие GPS — устройства и коммерческий софт для Psion

Коммерческие GPS — устройства и коммерческий софт для Psion

С ассортиментом коммерческих GPS — устройств можно ознакомиться на сайте компании «Прин«, которая «гнездится» в стенах Московского авиационного института. К своему десятилетию «Прин» выпустил подарочный набор из двух мультимедийных CD-ROM, посвященных GPS в общем и себе, любимым, в частности. При желании с их содержанием можно ознакомиться.

Из всего богатого набора устройств я остановлюсь на четырех, которые представляют достаточно репрезентативную выборку с точки зрения псионовладельца. Можно представить себе псионовладельца, заруливающего на легком самолете или таранящего шлюз на тяжелой барже, но этот богатый функционал выходит за рамки обзора. Остановимся на псионовладельцах (или GPS-владельцах) ходящих и ездящих.

Для перечисленных категорий граждан представляют интерес:

— устройство, устанавливаемое на приборной панели автомобиля, имеющее собственный графический дисплей (цветной или монохромный), возможность заливки карт переменной детализации по мере необходимости, питание от бортовой сети автомобиля, выход на внешнее устройство, например, Psion;

устройство, носимое в руках, имеющее собственный монохромный дисплей, возможность заливки карт переменной детализации, питание от батареек и выход на внешнее устройство;

устройство, носимое в руках, имеющее собственный монохромный дисплей, отсутствие встроенных карт и возможности их заливки, питание от батареек, выход на внешнее устройство;

устройство, бросаемое в автомобиле под лобовое стекло, не имеющее дисплея, питание от бортовой сети автомобиля, выход на Psion.

GARMIN StreetPlanner и Color Map GARMIN GPS III Plus

Общим в этих устройствах является возможность использования внешних флэш-карт для загрузки дополнительной картографии. Как и все гарминовское, флеш-карты имеют уникальную форму и топографию разъемов, т.е. с гарминовскими изделиями можно использовать только гарминовские аксессуары. Существуют флэш-карты объемом 8 и 16 Мб. Размер территории, который можно разместить на один флэш, зависит от уровня детализации карты. Карты от GARMIN для описываемых устройств бывают трех уровней детализации: WorldMap (WM), Roads & Recreations (RR) и Metroguide (MG). Для загрузки карт в устройство необходимо поставить на десктоп программную оболочку (естественно, от GARMIN), а затем выбрать из меню карту требуемой детализации (при ее наличии). В процессе установки предлагается обозначить листы карты, при этом показывается объем требуемой памяти. На 8 Мб детализации WM влезает практически вся Западная и Центральная Европа без торчащих во все стороны полуостровов и европейская часть России, включая трассы до Выборга и Бреста. Точность карт не гарантируется. Как пишет GARMIN, они гарантируют точность американских карт, а все остальное определеяется точностью предоставленного картографического материала. Личные впечатления таковы: Германия и Скандинавия попадают вполне сносно, с точностью до недавно построенных дорог. Франция довольно низкого качества: реальная дорога от Лиона до Страсбурга иногда проходила километрах в 15 от нарисованной. Но это выдающийся пример. Москва состоит из МКАД, Садового кольца, и номерных трасс внутри города. Новорижского шоссе, например, нет совсем. Точность прорисовки МКАД — до 2 км. Причем некоторые участки совпадают идеально. Наверное, новую МКАД проложили не так, как того хотел GARMIN (шутка). В исходной поставке устройства бывают европейские и американские. В европейском карта Европы предустановлена, а в американском — раз, два, три… Правильно, предустановлена карта США. А на месте Москвы — ровное желтое поле. Так что без флэш-карты и внешнего софта не обойтись.

Из интересных фич следует отметить следующие: бортовой компьютер, позволяет измерять пройденное расстояние, показывает текущую скорость (гораздо точнее спидометра, сверял с автоматическими радарами), меряет среднюю скорость от сброса до сброса и только во время движения, время в движении и время на остановках, максимальную достигнутую скорость. В режиме карты показывает положение машины на местности и отрисовывает пройденный путь (где-то около 300 км назад). Можно играть с самим собой в змею, пожирая встречных придорожных милиционеров и становясь от этого длиннее. Главное — не пересекать свой собственный след (еще одна шутка). Эта фича исключительно полезна в незнакомом городе, когда заехал не туда. По собственным следам, аки мальчик-с-пальчик, всегда можно выбраться обратно на трассу. Уровней зума очень много, что-то типа 100 м, 200 м, 300 м, 500 м, 1 км, 2 км, 3 км, 5 км, 8 км, 10 км, 15 км, 20 км, 30 км, 50 км, 100 км, 200 км в полудюйме. Системы мер выбираются пользователем. Часы абсолютны, т.е. берутся со спутника, а пользователь только ставит поясное смещение. Автоматически определяется время восхода и захода солнца, и устройство переключается на дневную и ночную цветовые схемы (желтый или черный фон). На остановках машина «помнит» куда она едет (существенное преимущество по сравнению с софтом для Psion). Устройство предпочитает питаться от бортовой сети, после выключения зажигания автоматически выключается через 30 сек, если вовремя не помешать. 4 батарейки АА используются в качестве резервного питания на заправках, например, но их хватает всего на 2-3 часа работы. После включения процесс инициализации занимает до 3 минут, именно поэтому на заправках лучше использовать батарейки, а не выключаться. Есть забавный экран положения спутников в видимой части неба. При этом отмечены активные спутники и плохо видимые спутники. Устройство само диагностирует точность определения координат и обещает 4-7 м при 9 активных спутниках, 15-20 м при 7-8 спутниках и от 30 до 100 м при меньшем количестве спутников. Количество видимых спутников сильно зависит от видимости неба: в чистом поле проблем нет никаких, а в питерском дворе-колодце прибор, скорее всего, пошлет за Раскольниковым.

На иллюстрациях ниже приведены скрин-шоты карт различной детализации. На следующих иллюстрациях приведены скрин-шоты карт различной детализации. На первой картинке показан немецкий городок Bruchsal для карты MG и масштабом 1 км / дюйм. На следующей картинке тот же кусок страны пива и сарделек показан для карты WM и в том же масштабе. Комментарии, как говорится, излишни. После этого понимаешь, что Россия, Украина и прочий бывший СССР и Восточная Европа существуют только в WM, и в MG превратятся не скоро. Тем не менее, можно в масштабе 70 км на дюйм обозреть дорогу от Москвы до Нижнего Новгорода, а в масштабе 3 км на дюйм (более подробный масштаб все равно не откроет дополнительных деталей) обозреть северо-западные окрестности Москвы. Если проехаться на машине с включенным прибором, то все дороги будут чуть-чуть не там (чуть-чуть означает до 2 км), за МКАД чудесным образом Ленинградское и Волоколамское шоссе продолжатся и даже сольются за Гидропроектом, а южнее Волоколамского шоссе найдется Новорижское шоссе, про которое GARMIN не знает.

Прибор позволяет маркировать viewpoints, переносить их на десктоп и на другой совместимый прибор, а при повторном приближении к отмеченной точке — пищать на заранее определенном расстоянии. Практическое применение этой фичи напрашивается само-собой: отметить все посты ДПС (или камеры) на МКАД, Рублевке, Ленинградке и т.д. и уведомлять Шумахеров о приближении к пит-стопу.

Какие неудобства стали очевидны после года использования? В первую очередь, невозможность редактирования карты. Имея такую замечательную десктопную оболочку, способность прибора отрисовывать пройденный путь, несовпадение пройденного пути и отрисованных дорог и отсутствие существующих дорог вызывают жгучее желание влезть в карту, взять ластик, карандашик, сбросить пройденный путь на десктоп (это, кстати, возможно) и редактировать, редактировать, редактировать. Увы, это так и остается недостижимой мечтой.

eTrex существенно скромнее по возможностям. У него нет карты, есть чистое поле, на котором можно расставлять viewpoints, присваивать точкам иконки (домик, гостиница, машина, кемпинг, вилка-ложка, и еще десяток) и имена (6 символов). Точки несут на себе абсолютные координаты, к ним можно включить режим навигации, тогда на компасе возникнет толстая указующая стрелка и будет определяться расстояние до, а после набора статистики о скорости приближения к, то и время, оставшееся до достижения обозначенной точки. Прибор, как я уже говорил, крайне мал и необременителен. Его полезность для охотников, рыболовов, грибников и прочих добровольных сборщиков даров Берендея не вызывает сомнений. Для цивилизованных туристов по цивилизованным местам полезность менее очевидна, но обозначить (а потом стереть) место, где в угаре поиска парковки бросил в истерике машину или вкусно пообедал и от души принял, а потому забыл, где это было, удобно и приятно.

Тем не менее, за отсутствием электронной карты очень полезно иметь карту бумажную. Могу привести случай из жизни, когда отправившись на лыжах с eTrex, но без карты, вокруг финского округлого озера, чуть было не замерз в снегах, т.к. прибор уверенно показывал, что то отмеченного домика всего 2 км, направление — к озеру, но достичь домика оказывалось невозможно, т.к. лед на озере был гнусного черного цвета, а сам домик, как оказалось впоследствии, находился на узком полуострове, на который можно было попасть только с одной стороны, т.е. был необходим полный круг км в 25, а не легкая лыжная прогулка в 3 км от озера, как это следовало на основании прибора.

У меня есть замечательный бумажный атлас Чехии (200 м в см) и Праги (50 м в см), полностью привязанный к GPS. С таким снадобьем никаких электронных карт не нужно.
Все GARMIN приборы имеют стандартный NMEA выход, которые позволяют их подключать к Psion. Существенное ограничение — страсть GARMIN к удивительным разъемам, причем разным (у StreetPilot и eTrex разные разъемы). Никакими находками на радиорынке эту проблему не решить, нужен оригинальный продукт.

Таким образом, мы плавно подошли к единственному коммерческому продукту, который готов к подключению к Psion сразу после вскрытия упаковки. Речь идет о GPS для Psion от Palmtop, или, как они теперь называются, TomTom. Этот прибор не требует никаких дополнительных упражнений, включаем его в прикуриватель и в Psion — и вперед. Куда вперед? К использованию Street Planner Millenium и Route Planner Millenium.

Сайт производителя (Palmtop Software) предлагает демо-программу, которая, однако, значительно отличается от реальных впечатлений после полевых испытаний. Демо-ролик, в первую очередь, показывает интеллект программы в части оптимизации прокладки маршрута между городами (Route Planner) или по улицам городов (Street Planner). Личный опыт показывает, что человеческий интеллект лучше справляется с задачей прокладки маршрута, а вот двигаясь по Парижу со скоростью 60-80 км самое сильное желание — понять, до какой площади-звезды ты доехал, а если доехал, то на какой из лучей (под 30, 60, 90, 120 и т.д. градусов) сворачивать. Не имея на время проведения практических экзерсисов карты MG на GARMIN, но имея карту Парижа для Street Planner, поставленная задача была успешно решена.

Но тут следует отметить существенное преимущество маленького дисплея перед глазами водителя перед большим экраном нетбука на коленях штурмана (жены, в упомянутом эксперименте). Поскольку штурманская команда «Выезжаем на ротонду, проезжаем 5 лучей и сворачиваем направо в шестой» может вызвать различную реакцию: от «Я помню по карте, что на этой площади всего 5 лучей» до «На шестом луче висит крипич, он односторонний со встречным движением», но самая нежелательная реакция — «Дай сюда нетбук, я сам посмотрю». Кто сам катался на машине по Парижу, меня поймет.

С точки зрения прокладки маршрута самый яркий пример — заезд в гостиницу в Лионе. Из-за того, что какой-то лионский переулок в Street Planner хранится с неправильным направлением одностороннего движения, программа мне предложила объехать полгорода. В реальной жизни я съехал с трассы в запрещенном по мнению Street Planner, но правильном на самом деле, направлении и через 200 м и 30 сек вынимал из багажника чемоданы, вспоминая Козьму Пруткова и его присказку про «не верь глазам своим», что свойственно русскому туристу.

Давайте теперь посмотрим, как все это великолепие выглядит на нетбуке.
Это взгляд на Париж «с высоты птичьего» полета.

Обратите внимание на черные треугольнички, указывающие направление движения для улиц с односторонним движением. Это была карта Парижа из StreetPlanner. Не все карты городов цветные, в основном они — черно-белые, как и все карты RoutePlanner. Всего анонсировано около 30,000 городов из стран Западной Европы (не всех, только крупных). Городов Португалии, например, нет. Зато они есть в RoutePlanner.

Кружок с эмблемой Palmtop возникает на месте точки, сохраненной в пользовательском слое. Такая нелепая иконка возникает по умолчанию, возможность создания собственных иконок существует, но делать их надо в Sketch — долго и не очень удобно.

Здесь я хотел бы обратить внимание на общий для всех карт Palmtop инструментарий: квадрат с заполнением, соответствующий уровню детализации дорог, наименований населенных пунктов (или улиц для StreetPlanner) и масштаба.

Дружеский привет жителям Балашихи, или населенного пункта с нерусским (голландским, наверное) названием Bata-Sicha. Здесь можно сравнить детализацию российской части карт от Palmtop и GARMIN. Я — за Palmtop. Особенно меня вдохновило наличие в RoutePlanner деревни Копаново, находящейся на правом берегу Оки между районными центрами Рязанской области Шилово и Касимовым. Около 100 дворов. Церковь деревенская сгорела года три назад. А на карте есть.

Для подключения внешнего GPS к Psion есть три способа:
1) воспользоваться соединительным кабелем eTrex — псион (имеется в наличии у Expansys);
2) воспользоваться соединительными кабелями eTrex — 9-pin, Psion — 9-пин и нуль-модемом «мама-мама» (имеется в Go32, PalmTec и еще нескольких e-shop);
3) те же шнурки, плюс металлические нуль-модем и gender-changer из магазинов радиодеталей.

После этого на GPS надо установить опцию NMEA output, на псионе Link to desktop в положение off (!), а в программе в установках GPS выбрать NMEA device, и вперед. Вот что мы видим в процессе поиска спутников:

Рисунок изображает видимую часть неба, положение спутников и уровень сигнала с каждого из них. На приведенном примере видно, что прибор общается с пятью спутниками (черные прямоугольники), а два видит, но не общается. Остальные пять находятся вне поля зрения — мешает узкая улица с высокими домами.
А вот как это выглядит на карте. Точно так же, как и с родным GPS для Psion. Несмотря на то, что я стоял лицом на юго-восток, крутился вокруг совей оси и прыгал на месте (шутка), курсор тупо смотрит на север, до тех пор, пока не начинается движение.

Курсорчик крупноват, да и круг нарисован «для мебели». У GARMIN диаметр круга соответствует точности определения местоположения и вылезает только на картах крупнее 500 м в полудюйме.
Из новинок этого сезона следут отметить eTrex Vista:

Он совмещает габариты и вес eTrex Summit и возможность заливки внешнего софта. В американской версии у него предустановлены карты Северной и Южной Америки, барометрический высотомер и электронный компасс, работающий даже в статичном положении. У него также имеются 24 Мб свободной памяти, которые можно использовать для загрузки внешних карт со стандартных MapSource CD-ROM от GARMIN. В отличие от описанных выше приборов с загрузкой софта, у Висты не сменные картриджи, а внутренняя память. Теперь посмотрим на скриншоты отечественного продукта — ПалмГИС от Киберсо. На момент написания статьи версия программы для Psion не поддерживала GPS, но в конце статьи я радуюсь долгожданному известию.

Северо-Запад Москвы с предлагаемым ПалмГИС маршрутом проезда от дома до работы. Точки начала и конца маршрута задаются почтовыми адресами (этаж указывать не нужно).

Окрестности конечной точки маршрута с максимальной детализацией. Видны прилегающие строения и их номера. Названия улиц высвечиваются только когда на них наступаешь пером.

Заключение

На примере трех рассмотренных коммерческих программ легко различить основные группы программ, работающих с картами. Карты GARMIN являются растровыми. Вся картографическая информация хранится как точки на карте, даже след от перемещения машины является серией точек, зафиксированных через равные временные интервалы. В пробках след представляет сплошную черную линию, а на трассе точки прорежаются и отстоят друг от друга на различимом расстоянии (при достаточном масштабе карты).

Приборы от GARMIN предлагают режим предварительной разметки предстоящего маршрута, задавая путевые точки и соединяя их отрезками. В этом случае векторы, соединяющие отрезки, не «знают» о существовании дороги, соединяющей эти же точки. Чтобы обеспечить графическое совпадение картографической и планируемой дороги необходимо расставлять промежуточные метки на всех существенных изгибах дороги. На практике я не нашел эту возможность полезной, особенно, с учетом того, что фактическая дорога может пройти мимо нарисованной.

RoutePlanner и StreetPlanner являются программами векторными. Все дороги представлены отрезками прямых, соединяющих т.н. узлы дорожной сети. С учетом возможного направления движения отрезки могут быть двунаправленными или однонаправленными. Такая логика делает возможной программное моделирование и оптимизацию маршрута движения. Чтобы не расстраивать пользователей, программы не отрисовывают пройденный след, а с учетом того, что курсор GPS довольно большой и его размер не зависит от выбранног масштаба карты, курсор находится в районе дороги. Курсор представляет собой стрелку компаса в круге диаметром чуть менее 1 см. Самое противное свойство курсора и, с моей точки зрения, существенный недостаток программ от Palmtop, заключается в том, что стредка направлена в сторону движения машины только во время движения. Стоит остановиться на перекрестке, как стрелка вспоминает, что она компасная и утыкается на север. Бывают ситуации, когда на Psion некогда посмотреть во время движения, а встав на обочине, оказывается невозможным сориентироваться при помощи Psion и GPS (:-((, не тронувшись с места. С этой точки зрения приборы от GARMIN более разумные и определяют свое положение в пространстве на месте. Кроме этого различия есть еще менее существенные. Например, курсор GARMIN, которые по выбору пользователя может быть либо стрелкой, либо машинкой, всегда находится в центре экрана, а карта непрерывно движется. У Palmtop курсор движется по экрану, вызывая сдвиг диста карты только по достижении полей на краю экрана. Другое различие — у Palmtop верх карты — всегда север, а курсор направлен по движению. У GARMIN кроме такого варианта по желанию пользователя может быть выбран вариант: курсор всегда движется вверх, а карта-фон крутится, что удобно для водителей с топографическим кретинизмом :-)) Мне такой режим показался ужасно неудобным, возможно, у меня развиты другие виды кретинизма.

Программы от Palmtop позволяют создавать пользовательские слои — оверлеи. К сожалению, эти дополнительные слои могут нести информацию только о точках. На сайте Palmtop можно найти большое число таких слоев, созданных пользователями программ. Например, скрытые камеры в Нидерландах и Бельгии (до чего же мы все одинаковые), заправки в Амстердаме, кабаки и забегаловки во многих городах Европы, т.е. все то, чем богаты карты Metroguide у GARMIN. Но бесплатно. Но не все и не везде. Существенным благом была бы возможность создания векторных оверлеев: тогда скудность карт российских просторов была бы компенсирована трудолюбием и энтузиазмом многочисленных российских пользователей Psion+GPS+Palmtop Soft., которые разбрелись бы по необъятным просторам, проставляя на своих пользовательских слоях магистрали, дороги, проселки, проезды и прочие ухабы. Мечты, мечты… Palmtop в категорической форме отверг любые предложения по дополнению и корректировке софта, а также долго и нудно рассказывал о том, какой коммерческой тайной является хитроумный формат их карт, позволяющий многие биты ценных перекрестков упаковывать в компактные файлы, которые быстро-быстро прорисовываются на экранах Psion. Особенно нетбуков. Остается надеяться, что на каждого мальчиша-кибальчиша из Palmtop найдется свой плохиш Robin Good.

С точки зрения категорий и классов, подход Киберсо выглядит верхом эволюции: на растровый фон карты, содержащий детали топографии (реки и водные массивы, леса и парки, индустриальные зоны и железные дороги, отдельные строения с нумерацией и т.д.), наложена векторная сетка дорог с возможностью оптимизации маршрута. По сравнению с программами Palmtop существенно неудобнее выглядит режим легенды, т.е. аналога штурманских указаний о том, когда, где и в каком направлении сворачивать, а большой растровый фон приводит к существенному объему, занимаемому PalmGIS и длительному времени перерисовки при изменении масштаба или сдвиге карты. Очевидным практическим ограничением Киберсо является то, что их продукт (для EPOC 32) существует только для Москвы. Возможности создания пользовательских карт для своих нужд для комбинации Psion + GPS будут рассмотрены во второй части нашей сборной статьи. Во время недавного путешествия в Питер я приготовился к реализации конструктора «сделай сам»: купил хорошую карту Питера и снял координаты нескольких приметных точек для привязки углов карты.

Закончить я хотел бы на оптимистической ноте. В ночи 17 июня появилось на kiberso.glasnet.ru и наhPCru сообщение о выходе новой версии программы PalmGISGPS для EPOC 32. На сайте помещена также фотография песочника с eTrex (обычным, а не eTrex Summit, как на картинке выше). По причине нелюбви к песочникам, я ее приводить не буду. Поиски на сайте в подтверждение сладкой догадки, что карта стала цветной, а Psion получили поддержку GPS, ничего не дали. Но надежда жива, она булькает в голове и требует немедленно звонить в офис Киберсо. Придется отложить до утра понедельника.