Карманная навигация

Карманная навигация

В нескольких предыдущих статьях Вы могли познакомиться с ПалмГИС — электронной картой Москвы, работающей на карманных компьютерах с ОС Windows CE и EPOC.

Сегодня мы проведем небольшие полевые испытания: посмотрим, каковы навигационные возможности ПалмГИС в реальных условиях города. Попробуем проложить несколько маршрутов и следить за движением по ним машины с помощью спутниковой навигации GPS.

Для испытаний взяли следующее оборудование:
Основа навигационной системы — карманный компьютер Cassiopeia E-100 (Windows CE) с установленной электронной картой ПалмГИС GPS. К Cassiopeia с помощью специального кабеля подключается GPS-приемник Garmin eTrex. Он определяет координаты объекта и передает их на карманный компьютер. Сигнал обрабатывается программой ПалмГИС, и на экране карманного компьютера возникает точка, обозначающая положение автомобиля.

Итак, начнем. GPS-приемник — на полочку под переднее стекло, подключаем к нему карманный компьютер, запускаем ПалмГИС. Пока прогревается двигатель, вводим точки начала и конца маршрута, а eTrex ловит необходимые 4 спутника. На карте появляется фиолетовая точка — это наш автомобиль. Поехали!

Первый маршрут — от Николоямской улицы до Коломенского.
Проверяем точность навигации ПалмГИС GPS

Фиолетовая точка движется по красной нитке маршрута — это мы едем по Москве. Пересекаем Таганскую площадь. Сомнения возникают в конце улицы Б. Каменщики — ПалмГИС предлагает уйти направо и выехать на Симоновский Вал по боковому переулку. Зачем — неясно, ведь основная дорога идет прямо. Этот путь мы хорошо знаем, поэтому не верим карте и едем прямо. Через пару минут вновь выходим на нитку маршрута и в полном согласии с ней добираемся до Коломенского, благо это по прямой.

На широких проспектах претензий к ПалмГИС практически нет. Точность вполне удовлетворительная — отклонение не превышало 15-20 метров. Сигнал со спутника не терялся.

Теперь изменим ситуацию. Мы движемся по незнакомому району и руководствуемся только информацией ПалмГИС

В этой ситуации потребуется помощник, который следит за движением автомобиля на карте и предупреждает о поворотах. Смотреть на дорогу и внимательно следить за картой практически невозможно, тут нужен голосовой интерфейс.

Едем из Коломенского на Алтуфьевское шоссе. Нагатинская улица, поворот направо на Варшавку… Казус случился, когда фиолетовая точка приблизилась к площади Серпуховской заставы.

Здесь повторилась ситуация улицы Большие Каменщики. Несмотря на наличие прямого проезда на улицу Мытная, ПалмГИС предложила уйти еще левее, на Серпуховской Вал, а потом переулками выбраться на Мытную. Эксперимет есть эксперимент — мы слепо подчиняемся советам карты.

Пропустив поток машин на Мытную улицу, мы на желтый погасающий повернули налево. И зря — первый правый проезд, которым нам предложили ехать, оказался въездом на территорию Даниловского рынка, закрытым железными воротами. Более-менее проезжей оказалась только Хавская улица, четвертая (!) справа по мнению ПалмГИС.

Поплутав по закоулкам Шаболовки, вместо Якиманки мы оказались на Садовом кольце. Честно говоря, последняя возможность вернуться на маршрут была упущена из-за оплошности экипажа, а не по вине карты. ПалмГИС исправно показывала наши перемещения. Даже в туннелях на Садовом точка продолжала двигаться, несмотря на кратковременное прекращение сигнала со спутников.

Поскольку со старого маршрута мы сошли окончательно и бесповоротно, за Крымским мостом прокладываем новый. Теперь он идет по Садовому кольцу до 1-й Брестской улицы. Как известно, на Маяковке Садовое кольцо ныряет в туннель, а нам нужно уходить правее, вверх к Тверской. ПалмГИС показывает, что нужно держаться правой стороны, однако туннель никак не обозначен — ситуация неочевидная.

На развязке перед Савеловским вокзалом нам предлагают вырулить на Новослободскую улицу в сторону центра, а затем развернуться. Этот путь существует. Возможно, он и короче, но быстрее будет другая дорога: через туннель к Сущевскому валу. Мы едем в туннель — заодно проверим, как поведет себя навигационная система в длинном извилистом подземелье. Кто не знает — этот туннель описывает полукруг, на выезде из него нужно повернуть направо, а через 50 метров — еще раз направо, и сразу въехать под широченный мост.

Как и следовало ожидать, точка некоторое время продолжала двигаться прямо, а потом замерла на месте. Лишь почти через минуту-полторы GPS-приемник понял: что-то не так, его обманули. Однако тут же сориентировался и показал новое местоположение машины.

Главный сюрприз ждал нас в конце Бутырской улицы. ПалмГИС предложила срезать угол и перелететь аки птица через Савеловскую железную дорогу перед издательством «Молодая Гвардия». Ну нет там переезда! Есть дощатый переход через пути, абсолютно непроходимый для легкового автомобиля. Может, на джипе там проедешь… Ломать автомобиль мы не стали, и пересекли ж/д чуть дальше обычным способом, по путепроводу.

Дальше все было похоже на правду, если не считать предложение выехать на Огородный проезд по встречной полосе.

Сигнал со спутников был окончательно потерян лишь после въезда во дворы Отрадного. Отечественные многоэтажные коробки отлично противостоят хитроумным навигационным системам Запада.

Третий тест: мы едем за город. Будет ли ПалмГИС полезна в загородной поездке?

Едем с Алтуфьевкого шоссе в сторону Сергиева Посада.
Точка движется по карте, отклонение не превышает 20-30м. Выезжаем на МКАД. С увеличением скорости возникает ощущение, что точка немного отстает от реальной машины. На карте не обозначены посты ДПС и следящие камеры — нужно расширять базы данных :))
Выезд на Ярославское шоссе — по понижающейся дуге с двумя короткими туннелями.
Навигационная система, как обычно, не заметила отсутствия сигнала, и мы въезжаем в Мытищи.
Все. Отсюда ориентирование по ПалмГИС смысла не имеет. Ярославка на карте не обозначена. Некоторые окружающие объекты имеются, но чем дальше — тем их меньше. Через некоторое время точка движется по белой пустыне. Но мы не выключаем ПалмГИС — что произойдет при выходе за границу карты? Ждать приходится долго — ведь в ПалмГИС включен Зеленоград, а он расположен изрядно севернее Москвы.
Ну вот и все. Точка дошла до края карты и застряла. А через несколько секунд пропала вовсе.
Резюме — в загородной поездке ПалмГИС практически бесполезна.

Тест четвертый. Посмотрим, как поведет себя ПалмГИС в центре Москвы. Покружим немножко по переулкам.

Не буду полностью описывать наш маршрут. Скажу только, что искомого строения на улице Трубная в базе не оказалось, а предложенный путь к соседнему дому привел нас к забору со знаком «кирпич», за которым шла стройка. Пришлось оставить машину и метров 100 пройти пешком. Зато на обратном пути ПалмГИС полностью реабилитировалась, выведя нас окольными путями на Садовое Кольцо и избавив от стояния на Сретенке.

Огорчила только работа навигации. Было ощущение, что GPS-приемник постоянно теряет сигнал. Точка то остановливалась, то рывком догоняла машину. А потом и вовсе застряла на одном месте.

Я думал, что сигналу мешает плотная застройка центра. И только на следующий день выяснил, что у Cassiopeia по неясной причине вышел из строя разъем, к которому подключается последовательный кабель. То есть он просто болтался в гнезде, не в силах обеспечить никакой связи. Пришлось отдать Касю в ремонт, а результат теста N4 объявить недействительным. По восстановлении устройства эксперимент будет повторен.

Если не считать неудачи с навигацией по вине железа, работу ПалмГИС можно признать вполне достойной. Потратив минуту на прокладку маршрута по электронной карте, съэкономить можно 15 и более. А тем более, если следить за дорожной обстановкой и вносить в маршрутный граф собственные корректировки. Бумажный атлас, во всяком случае, нам не понадобился.

Подведем итог

Навигационная система реально работает. Небольшие отклонения, задержки при начале движения и при остановках, на мой взгляд, простительны. В конце-концов использованный нами GPS-приемник очень прост и показания его весьма приблизительны. Он позиционируется как GPS-приемник начального уровня, предназначенный для туристов, байкеров и т.п. Но даже этой точности вполне достаточно для ориентирования в городе, тем более, что в карту встроена возможность ручной коррекции местоположения.

В туннелях и под мостами любой GPS-приемник теряет сигнал. Однако тестированная нами модель некоторое время после потери сигнала продолжает отрабатывать движение в том же направлении с той же скоростью, ожидая возобновления сигнала. Так что проезд мостов и прямых туннелей проходит практически незаметно.

Главная проблема — несоответствие маршрутного графа реальному положению дел на дороге. Меня это не удивляет. По словам разработчика — фирмы Киберсо — граф ПалмГИС использует данные ГИБДД. То есть для точного графа важна хорошая организация движения. Как у нас организовано движение, мы знаем. Поэтому и граф не отличается точностью.

Но даже в этом вопросе не все так плохо, если пользоваться электронной картой с головой.

Я рекомендую пользоваться функцией маршрутизации только для выработки общего плана движения. То есть: чтобы из точки А попасть в точку Б, нужно проехать по таким-то улицам. Можете быть уверены, что предложенный маршрут близок к идеалу.

А вот сложные развязки по ПалмГИС проезжать не стоит. Во-первых, легко заблудиться, ведь указано только общее направление движения. Во-вторых, и общее направление указано с серьезными ошибками.

Еще одна проблема при поиске пути: ПалмГИС ищет кратчайший путь. Но оптимальный маршрут может не совпадать с кратчайшим! Прямой путь по переулкам запросто может оказаться дольше, чем объезд по скоростному шоссе. Не забудем про состояние дорог, количество светофоров, «лежачих полицейских» и тому подобные факторы, которые ПалмГИС, увы, не учитывает.

В общем, к предлагаемому картой пути нужно относиться творчески. Если вдруг ни с того ни с сего предлагается съехать с широкой улицы и, поплутав по закоулкам, вернуться на шоссе, то рекомендую в этом усомниться.

Огромные возможности открывает функция ручного редактирования графа. Можно запретить проезд по той или иной улице или, наоборот, разрешить его. Уточнение маршрутного графа называется его актуализацией. Время от времени такую работу должен проводить разработчик системы, однако его возможности не беспредельны. Поэтому поможем себе сами.

Возможно, через некоторое время появится возможность автоматической актуализации графа и рассылки информации о пробках через пейджинг или короткие сообщения SMS.

Общий вывод по завершении полевых испытаний:

На технику надейся, а сам не плошай. ПалмГИС-ПалмГИСом, GPS-GPS’ом, а головой все равно думать надо.

Информация о недостатках работы программы и проявившихся ошибках будет доведена до разработчика ПалмГИС — фирмы Киберсо