GPS навигатор eTrex Legend HCx

GPS навигатор eTrex Legend HCx

Возможно, ввиду особенностей журналистской работы в «полноприводном» издании опыт моего общения с GPS не самый характерный, и большинству читателей на все случаи жизни вполне хватит и одного навигатора – универсального «наладонника» или, например, такого, как eTrex Legend HCx.

Карманный ПК со встроенным GPS-модулем Asus 696 и несколькими становленными на нем картографическими программами у меня уже есть. Два месяца пользования этим прибором подтвердили правильность выбора – грамотно применяя тот или иной софт, можно без проблем ориентироваться как в путешествиях выходного дня, так и в городских условиях. Однако есть ряд причин, не позволяющих мне остановиться на достигнутых результатах. И связаны они в первую очередь с частыми дальними поездками вне цивилизации.

НА КПК НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ
Вроде бы всем хорош авто-КПК: и дорогу показывает, и книжки читать можно, и фильмы смотреть, и по электронной почте сообщение отправить. Кроме одного – это достаточно хрупкая физически и сложная конструктивно вещь, рассчитанная для «тепличных» условий и призванная в основном добавить комфорта городскому водителю. Ну, сломался, выпав невзначай из кармана на асфальт. Ну, зависла или слетела программа. Возможно такое? Вполне. Проблемы? Да, но не смертельные, и в зависимости от их сложности решаемые в условиях мегаполиса за несколько часов или дней. Пусть через переустановку софта, ремонт или даже замену аппарата. Совсем по-другому воспринимается та же ситуация где-нибудь в степях Казахстана, на дальнем побережье Баренцева моря или в пустыне Гоби. Небольшой сбой, и… куда ехать-то в этих песках?! Обычная операция по переустановке через ActiveSync с помощью домашнего компьютера некорректно работающей программы в боевых условиях может превратиться в практически невыполнимую задачу. И придется штурману вспоминать, с какой стороны света на деревьях растет мох, где садится солнце, как концентрируются на пнях годовые кольца и всякие прочие народные методы ориентирования на местности. Утрирую, конечно, но тем не менее зачастую заблудиться в серьезном путешествии, да еще если за бортом жара или мороз – смерти подобно. Вывод: в дальней поездке все должно быть продублировано, причем независимыми устройствами, способными работать индивидуально или в комплексе, дополняя друг друга.
ВЫБОР ДУБЛЕРА
Для серьезных путешествий моему КПК необходим функциональный напарник, отвечающий как минимум следующим требованиям:

1. Способность в экстремальной ситуации заменить в главных вопросах неожиданно «павшего» в офф-роудной битве «городского проводника». Пусть в нем не будет излишеств типа «вкрадчивого голоса», подсказывающего, где повернуть, но определить координаты местоположения, вывести на запланированную точку, записать или воспроизвести трек он должен уметь обязательно.

2. Чувствительность не хуже, чем у эталонного сейчас чипсета SiRF III, к хорошему привыкаешь быстро…

3. Быть достаточно защищенным, чтобы выдержать падение в снег или болото во время штурма очередного КП в трофи или геокешерского тайника. Также степень «бронебойности» должна позволять безбоязненно взять прибор в лодку на рыбалке, закрепить на руле ATV или снегохода или повесить на шею во время грибной охоты под осенним дождем. То есть защита не менее 7-го класса.

4. Как следствие из предыдущего пункта – универсальное питание с длительным временем автономной работы. В идеале – самые распространенные пальчиковые элементы питания.
5. Возможность роста, то есть обязательный USB-интерфейс для совместной работы дома с ПК или с ноутбуком в дороге. В принципе этот пункт добавлен в ТЗ «для порядка», поскольку большинство современных картографических навигаторов обладают таким свойством по умолчанию, но уточнить все же стоит. Впрочем, карты и поддержка маршрутизации тоже лишними не будут…

6. Ну и очень желательна, конечно, бюджетность.

Абсолютно ясно, что всем вышеперечисленным обладают лишь классические GPS-навигаторы. Не буду никому навязывать свой выбор (как, впрочем, и при покупке КПК в первой части этого материала), а также утомлять перечислением плюсов и минусов различных моделей. Однако, перебрав множество приборов, я остановился на одной из новинок Garmin из семейства eTrex – модели Legend HCx за 10 600 рублей (здесь и далее цены на конец 2007 года).

ОБНОВЛЕННАЯ «ЛЕГЕНДА»
В линейке Garmin аппараты с буквой H в названии (eTrex H, eTrex Summit HC, eTrex Venture HC, eTrex Legend HCx, eTrex Vista HCx) появились осенью прошлого года. На сегодня это самые последние и весьма интересные разработки прославленной компании в стиле outdoor. Основная особенность: в их основе лежит собственная начинка от Garmin – чипсет Mediatech, превосходящий по возможностям ставший уже обыденностью SiRF III. Находясь в помещении на расстоянии метра от окна, навигатор устойчиво принимает сигналы пяти–семи спутников. Удалившись еще на метр, видим два-три спутника. В автомобиле прибор можно держать в руках или в кармане – связь не пропадает, а около лобового стекла на панели приборов спутники так и роятся у него на экране! Уверенно работает прибор и в «колодцах» между многоэтажками, и в лесу.

Если вы хоть раз общались с GPS-навигаторами, разобраться с органами управления «Легенды» будет совсем просто – интерфейс русскоязычный, дружелюбный и интуитивно понятный. С правой стороны находятся кнопки включения (она же подсветка экрана) и «пролистывания» страниц, слева – две кнопки изменения масштаба и меню-поиск, спереди – джойстик перемещения курсора. Ну а новичкам пригодится подробная инструкция с иллюстрациями.

Своей памяти у «Легенды» нет – обозначение «С» в маркировке свидетельствует о том, что информация хранится на сменной карте формата микро-SD, и ее надо покупать отдельно (примерно 600 руб. за 1 Гб). Жаль также, что Garmin не комплектует серию eTrex автодержателями и проводами питания от прикуривателя, позиционируя приборы как универсальные и предлагая дополнения опционально: кронштейн с присоской на стекло (950 руб.), на панель (1000 руб.), на велосипедный руль (600 руб.) и кабель питания от 12 вольт (1020 руб.). Хотя, наверное, будь я пешеход, посчитал бы это правильным решением…

РАСКИНЕМ КАРТИШКИ?
Осталось решить вопрос с картами. Здесь мне повезло – диск «Дороги России. Базовая детализация. Версия 1.5» и купон на разблокировку одной зоны достались в виде бонуса при покупке. Хотя можно приобрести их и по отдельности (за 1800 и 1240 руб. соответственно), или более насыщенный информацией CD «Дороги России с маршрутизацией. Федеральные округа. Версия 4.02» (2460 руб.) и купон (1950 руб.) на открытие одной дополнительной области, или SD Garmin City Navigator NT Europe 2008 (5990 руб.) c детализированными картами Европы. За дополнительную плату некоторые продавцы активируют купоны покупателей и устанавливают им нужные карты. Но это вполне можно сделать и самостоятельно.

О ЧЕМ МОЛЧИТ ИНСТРУКЦИЯ: КАК СБЕРЕЧЬ ВАШИ ДЕНЬГИ
«Если существует два или более способов сделать что-либо, причем использование одного из них ведет к катастрофе, то кто-нибудь изберет именно этот способ» (закон Мерфи).

Как показывает практика, наши люди, способные с легкостью, не вылезая из болота, поменять сцепление на «УАЗе», частенько впадают в ступор при общении с «космическими» технологиями. И первое, что они делают, пытаясь расширить уже имеющуюся в приборе картографическую базу, – удаляют все, что было установлено ранее. И лишь потом устремляют свои взоры к мануалам. Именно так, кстати, случилось с монстром отечественного офф-роуда уважаемым Иваном Евдокимовым не далее чем прошлым летом. Короче, чайникам посвящается. Если вы себя к таковым не относите – дальше можете не читать. Но не говорите потом, что вас не предупреждали.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ
Если в перспективе вам понадобится добавить в навигатор карты других регионов, то понятно, что для этого потребуется приобрести дополнительные купоны и, возможно, диски с картами. Выполнив еще раз (или несколько по количеству купонов) этап получения 25-значного кода и отметив области для закачки, не забудьте также выделить и закачать еще раз те карты, которые у вас уже есть в приборе. Дело в том, что в памяти навигатора информация хранится одним файлом, перезаписываемым при каждой очередной загрузке. То есть, последовательно выбирая (с помощью закладок «Выбрать продукт» и «Карты» слева вверху) различные карты и выделяя на них нужные районы, следует сформировать в левом окне полный перечень карт – и тех, что уже разблокированы, и тех, что вы только собираетесь использовать.